Posted 11 июля 2023, 14:30
Published 11 июля 2023, 14:30
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Сентябрьские фьючерсы на нефть марки Brent во вторник подорожали на лондонской бирже ICE Futures до $78,08 за баррель. Котировки растут на фоне мер поддержи рынка недвижимости, объявленных в Китае, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на MarketWatch.
Как известно, КНР по-прежнему активно закупает российскую нефть — РФ уже несколько месяцев лидирует по объему ее экспорта в Китай. Вместе с тем мало кто говорит про роль КНР как крупного производителя нефти.
Пять лет назад падение собственной добычи заставило Пекин опасаться чрезмерной зависимости от иностранной энергии, особенно потому, что США и Европа примерно в то же время продемонстрировали желание использовать нефть в качестве экономического оружия против иранской ядерной программы, говорится в обзоре Bloomberg.
При этом с минимального уровня в 2018 году и до пика в 2023 году Китаю удалось увеличить добычу более чем на 600 тыс. баррелей в сутки — это больше, чем ежедневно добывают некоторые страны ОПЕК+.
Выкачивая сейчас около 4,3 млн баррелей в сутки, Китай вернул себе пятую позицию в списке самых крупных производителей нефти в мире — впереди него только США, Саудовская Аравия, Россия и Канада.
«Влив миллиарды долларов в свои государственные энергетические гиганты China National Petroleum Corp. (CNPC), China Petroleum & Chemical Corp. (Sinopec) и Cnooc Ltd., Пекин смог обратить вспять спад внутренней добычи нефти, начавшийся в 2015 году, подняв объем производства почти до исторического максимума», — пишет Bloomberg.
При этом агентство отмечает, что Китаю в итоге удалось снизить зависимость от нефтяного импорта, «что усложняет усилия Саудовской Аравии и ее союзников по ОПЕК+ по контролю над рынком» (подробнее об этом читайте здесь).
Одновременно с этим КНР делает ставку и на уголь. При том, что глобальная добыча этого вида топлива в минувшем году достигла нового исторического максимума, две трети этого прироста обеспечил именно Китай, говорится в годовом обзоре, подготовленном Energy Institute (EI). Ключевую роль здесь также сыграло стремление Пекина снизить зависимость от закупки энергоносителей за рубежом
Вместе с тем эксперты прогнозируют, что относительная дешевизна возобновляемых источников энергии подтолкнет Китай к отказу от использования сначала угля, который считается одним из самых экологически вредных видов топлива, а затем и прочих ископаемых ресурсов.
Три года назад Китай пообещал стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Как отмечает CNN, КНР движется в этом направлении опережающими темпами и в скором времени намерена удвоить мощность своей «зеленой энергетики».
Согласно исследованию некоммерческой организации Global Energy Monitor, солнечная и ветровая генерация в КНР может достичь 1200 гигаватт (ГВт) к 2025 году — на пять лет раньше запланированного срока, если все перспективные электростанции будут построены и введены в эксплуатацию.
Операционная мощность крупных солнечных установок Китая уже достигла 228 ГВт — больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Что касается ветроэнергетики, то в период с 2017 года ее мощность удвоилась, достигнув 310 ГВт, и теперь примерно равна общей генерации семи других ведущих стран мира.
Расширение использования возобновляемых источников энергии становится главной составляющей китайской национальной стратегии энергетической безопасности. При этом в будущем КНР готова не только сохранить лидирующие позиции в этой области, но и реализовывать еще более амбициозные проекты, отмечается в отчете Global Energy Monitor.
Михаил Макаров