Posted 7 июля 2023, 19:00
Published 7 июля 2023, 19:00
Modified 1 февраля, 20:17
Updated 1 февраля, 20:17
В контексте пертурбаций рубля хочется обсудить роль ЦБ в этом вопросе. Как бы он ни болел за рыночное формирование курса, его стабильность входит в компетенции регулятора. В случае экстремальной девальвации регулятору придется включиться. Но разве он не может всегда держать курс в узде?
Тут стоит вспомнить про трилемму центральных банков. Из трех важных целей денежно-кредитной политики (ДКП) регулятор может реализовать только две. А выбирает он из:
1. Фиксированного обменного курса валюты.
2. Свободного движения капитала.
3. Независимой ДКП.
Из этих целей можно достичь только двух, а при реализации одновременно третьей первая или вторая становится невозможной.
Независимая ДКП — условие, при котором ЦБ может управлять инфляцией с помощью разных приемов. Например, таргетирование инфляции и управление ей с помощью ключевой ставки.
При свободном движении капитала можно без ограничений менять одну валюту на другую. Также можно двигать капитал из страны и в страну в рамках инвестиций.
Фиксированный обменный курс — ситуация, когда курс зафиксирован на государственном уровне и меняется по решению «валютного комитета» в зависимости от нужды государства.
Экспортной экономике, такой как в России, необходим свободный курс, чтобы при ухудшении ценообразования экспортных товаров компенсировать выпавшие доходы.
Если ЦБ проводит независимую ДКП и стремится создать благоприятные условия для инвестиций и хождения капитала, нельзя зафиксировать курс валюты. При свободном хождении капитала курс сформируется спросом и предложением на эту валюту.
Если курс зафиксировать, ЦБ откажется от независимой ДКП и «привяжется» к ДКП другой экономики — либо государство прикроет лавочку с обменом валюты и хождение инвестиционного капитала из страны и в страну.
Чтобы ЦБ зафиксировал курс рубля, придется перестать самостоятельно формировать ДКП и повторять решения ЦБ страны, к валюте которой привяжут рубль, либо отменить свободное хождение капитала.
Telegram-канал «Китайская угроза»