Posted 4 июля 2023, 07:01
Published 4 июля 2023, 07:01
Modified 1 февраля, 20:17
Updated 1 февраля, 20:17
Французский бунт заложен в саму модель — и экономическую, и политическую, и социальную. А потому является циклическим повторяющимся процессом, который встроен в существующую систему.
Социальная система Франции с ее высокой ставкой минимальной оплаты труда ограничивает использование низкоквалифицированной рабочей силы. А относительно высокие социальные выплаты демотивируют в поиске работы.
При этом у низов практически нет возможности вырваться за пределы своего социального слоя, так как для этого требуется существенный материальный и финансовый ресурс, которого у них нет. Кроме того, вложения в человеческий капитал всегда кредитны: ты вкладываешь в себя (или ребенка) сейчас, а отдачу получишь (если получишь) сильно потом. Поэтому случаи выхода за пределы своего социального слоя — это скорее флуктуации и счастливый случай, чем правило. <…>
Этот (низший — ред.) социальный слой выгоден политикам. Для левых это электорат, для правых — пугало для своего электората.
Самой политической системе циклические бунты и погромы никак не мешают и не угрожают. Три-пять-десять погибших, разминка для полиции или жандармерии (в случае обострения), при этом никакой организованный силы низы создать не в состоянии в принципе — ну не бывает организационных структур у люмпенов. Это абсурд.
В итоге получаем самовозобновляющийся процесс сброса энтропии через насилие и разрушение, на чем социальная температура на время падает — до следующего цикла. Конечно, будут произнесены соответствующие слова, выделены деньги, оказана помощь, а потом все уйдут заниматься своими обычными делами.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик