На Филиппинах сейчас отмечает год пребывания у власти новый президент Фердинанд Маркос — полный тезка своего отца, который железной рукой правил страной с 1965 по 1986 год, уничтожал политических противников и был свергнут в результате народного восстания. После этого он вместе с семьей бежал в США, которые при власти временами поносил последними словами.
Его ныне 65-летний сын и тезка проявил себя полной противоположностью папаши — он умеет нравиться людям, не любит конфликты и при явной ориентации на Штаты и их союзников умудряется не ругаться с Китаем. И главное — он прилагает огромные усилия к привлечению иностранных капиталовложений в экономику Филиппин, которая достаточно быстро развивается.
Фердинанд Маркос-младший за минувший год работы на посту президента лично получил за границей гарантии на инвестиции на сумму $64,2 млрд. В прошлом году валовой внутренний продукт Филиппин увеличился (не падайте) на 7,6%. В нынешнем году эксперты ожидают роста от 6% до 7%. По этому показателю Филиппины — один из лидеров в динамичном Азиатско-Тихоокеанском регионе.
При предшественнике Маркоса, теперь уже бывшем президенте Родриго Дутерте, Филиппины были головной болью для США и Японии. Дутерте проводил политику сближения с Китаем, который, в отличие от Вашингтона, никогда не обвинял его в нарушениях прав человека — например, в поощрении эскадронов смерти, которые, как говорят, без суда застрелили несколько тысяч человек. Ориентации на Пекин некоторые эксперты ждали и от Фердинанда Маркоса-младшего, но этого не произошло.
За год новый президент дважды совершил визиты в Штаты, которые Дутерте игнорировал. Маркос-младший подписал с Вашингтоном соглашение, расширявшее права американских военных на использование объектов на Филиппинах — в первую очередь в зоне, примыкающей к району потенциального военного конфликта США и КНР у Тайваня. Впервые за последние семь лет новый президент возобновил диалог с Вашингтоном по линии глав дипломатических и военных ведомств. Была проведена также четырехсторонняя встреча министров обороны США, Японии, Австралии и Филиппин. Филиппинские пограничники проводят совместные учения с американцами и японцами в Южно-Китайском море — весьма взрывоопасном районе.
Пекин открыто претендует практически на всю акваторию этого пространства. Он не признает за странами региона, в первую очередь за Вьетнамом и Филиппинами, права на экономические зоны и прочее, оставляя им лишь 12-мильную полоску территориальных вод у побережья. В 2016 году международный арбитраж в Гааге признал претензии КНР противоречащими международному праву.
Прежний президент Дутерте был склонен игнорировать этот вердикт и искал материально выгодной дружбы с Пекином. Маркос-младший ведет себя хитрее — он успешно создает ситуацию, когда за его симпатии соперничают и США, и Китай.
Пекин явно озабочен тем, что стратегически важные Филиппины (повторимся еще раз — их положение необычайно важно с точки зрения возможной военной операции у Тайваня) полностью уйдут к американцам. В результате 40% новых зарубежных инвестиций обещаны Маркосу именно Китаем.
Пекин хочет сотрудничества и пока, похоже, готов смириться с активизацией военного присутствия США на Филиппинах. В ответ Маркос на днях заверил, что настроен на «укрепление дружбы с Китаем», на то, чтобы «сообща искать ответы на вызовы в Южно-Китайском море». Ловкий сын некогда проклинаемого диктатора явно учитывает то, что могучая КНР будет вечным соседом его страны и уже сейчас поглощает треть ее экспорта.
Василий Головнин, журналист