Поговорим о фасадах. Фасадах государственных зданий. Здесь, на самом деле, ничего необычного — любой владелец хочет, чтобы его дом был как минимум не хуже окружающих. А оценивают, как известно, в первую очередь по фасаду. Внутрь мало кто заходит.
То же самое и с государствами — мало какие элитарии хотят выглядеть убого на мировой арене. Ведь власть — штука экспансивная, ее не бывает много. Нужно распространять влияние на соседей, а параллельно — очаровывать и завораживать внутреннюю аудиторию. И здесь мы оказываемся перед фасадом.
Фасад государства — это набор структур, которые формируют представление о нем как для внешней, так и для внутренней аудитории. Государство должно выглядеть пристойно, модно, молодежно. В общем, идти в ногу со временем.
Даже если внутри все страшненько, снаружи должен быть блеск. Эту задачу выполняют так называемые фасадные организации. Эти структуры создают имидж, привлекают сторонников, удерживают колеблющихся, пугают врагов.
Фасадные организации есть практически у каждого государства, их форма и содержание зависят прежде всего от глобальной «моды». Например, зверушек спасать или за благоденствие рабочего класса бороться — пожалуйста, наше государство на этой теме собаку съело, смотрите, сколько у нас таких обществ, фондов, все пекутся об актуальном и злободневном!
Уже довольно давно в мире существует мода на «гражданское общество». Все хотят быть демократичными и плюралистичными, даже заправские диктаторы. Однако как сделать так, чтобы это самое гражданское общество было послушным, но в то же время, собственно, было? И здесь нам на помощь приходят они — ГОНГО.
Да, ГОНГО (транслитерация с GONGO — government-organized non-governmental organization) — это прекрасный вариант для тех, кто хочет и пыль в глаза пустить, и остаться при своих. Этот феномен уже длительное время изучается политической наукой. Одним из авторов термина является профессор Наньянского технологического университета (Сингапур) Фэнши Ву, которая еще в 2003 году определила ГОНГО как «нечто среднее между правительственным учреждением и неправительственной организацией».
ГОНГО помогают элитариям решать вопросы, оставаясь в тени. Например, непопулярное решение принимается «по просьбам трудящихся» или же протестный митинг «глушится» молодчиками из «молодежных патриотических организаций». Ну и все в этом духе.
Могут быть и «оппозиционные» ГОНГО, которые ведут «огонь по штабам», служа пехотой в кампаниях по бичеванию неугодных. Определить ГОНГО весьма просто — нужно смотреть на учредителей организации, их личности и биографию, а также актуальные контанты. Если возникают вопросы — скорее всего, это оно.
Вместе с тем ГОНГО всегда контролируются правящей элитой. Обычно стараются не допустить слишком сильного «размножения» подобных организаций, потому что децентрализация в сфере «прирученного гражданского общества» опасна — можно и не уследить.
В общем и целом ГОНГО создают фасад, имидж государства как «демократии», но вместе с тем выхолащивают общественную жизнь, создают «белый шум», помогают замалчивать проблемы и давить несогласных. И все это — как бы не от государства, а «народ хочет».
Поэтому подобные структуры — очень серьезная проблема современного общества, не только отечественного, кстати.
Элита по всему миру любит контроль и прежде всего контроль.
Telegram-канал «Заметки на полях»