Posted 29 июня 2023, 17:00

Published 29 июня 2023, 17:00

Modified 1 февраля, 20:16

Updated 1 февраля, 20:16

Telegram-канал «Черный лебедь». Почему путешествовать по России так дорого, и что с этим делать?

29 июня 2023, 17:00

Формально за прошлый год число туристов в коллективных объектах размещения заметно выросло — на 16,7%, о чем недавно говорил президент РФ Владимир Путин. Но в абсолютных цифрах это менее 10 млн человек, а сам прирост оказался высоким на фоне низкой пандемийной базы.

Минэкономразвития утверждает, что за год в туротрасль пришло на 14% больше инвестиций, а глава ведомства говорит правильные слова: «туризм — один из драйверов экономики». В Минэкономразвития ставят цель: через семь лет получить внутренний турпоток в 140 млн человек.

Но каковы реалии? Путешествовать по стране очень дорого. На автомобилях в 2022 году ездили 22 млн туристов. Планируется, что их число удвоится через семь лет. Но это вряд ли, если только:
— бензин не перестанет дорожать быстрее, чем большинство других компонентов инфляции;
— не снизится оплата за проезд на платных трассах;
— не появится удобный отдых для водителей в виде недорогих гостиниц.

Сейчас поездка из Москвы в Сочи только по бензину обойдется минимум в 7 тыс. рублей, плюс оплата проезда на платных участках дороги (иначе путь удлинняется на несколько суток) и еще остановка на ночлег. На круг выйдет не менее 13 тыс. рублей.

Если бронировать заранее билеты на самолет, а также дневать и ночевать на сайтах в поиске выгодных тарифов на проезд плацкартом, то можно найти вариант подешевле. Но ведь до аэропорта и ж/д вокзала надо добраться и от них же доехать до места пребывания, а это тоже траты. При этом есть вопрос к логистике: спрос большой, а поездов в тот же Крым недостаточно.

Если посчитать, сколько стоит сейчас поесть в Сочи, а также стоимость развлечений, то выйдет, что за год туристическая инфляция достигла огромных 40%: мало у кого в стране настолько выросли доходы за год.

И что мы получаем? Наш человек все больше сокращает время на отдыхе. Безумной роскошью для большинства сейчас становится летний отдых всей семьей на юге месяца на два. А ведь в советское время это могли себе позволить рядовые бюджетники, в частности, учителя, у которых традиционно большой отпускной период. Сейчас самое типичное время отпуска на юге — это неделя, мало кто может позволить себе даже удвоить этот срок.

Но развитие внутреннего туризма — это не только поездки на юг. К сожалению, большинство россиян из европейской части России не бывали на озере Байкал, на Сахалине, во Владивостоке — и наоборот.

Есть идея ввести безвозвратные тарифы на проживание в гостиницах — по тому же принципу, что и по билетам на самолет. Это сможет снизить стоимость проживания в среднем на 25%.

Но к вопросу нужно подходить комплексно. Хорошо, что правительство сегодня приняло решение задним числом ввести обнуление ставки НДС при продаже турпродуктов туроператорами — и действовать это положение будет на протяжении 4,5 лет. Но можно было бы подумать о том, чтобы для гармоничного развития туризма по всей территории России ввести стимулирующую меру: обнуление налога на прибыль для туркомпаний, если более половины своей выручки за отчетный период у них формируется за счет направления туристов в разные регионы. Подобная мера вводилась ранее для туркомпаний, ориентированных на турпоток на Дальний Восток. Было бы здорово распространить эту практику и на другие регионы, чтобы перераспределить турпотоки и не допускать какой-то бесполезно высокой концентрации в одном или нескольких местах.

И конечно, вопрос стимулирования спроса. Сбережения у населения есть, но должна быть мотивация к тому, чтобы их тратить, а не копить в банке или под подушкой. Нужно равным образом развивать разные виды туризма: пляжный, экскурсионный, гастрономический, медицинский, сельский, спортивный, морской и речной. Каждый из них по-своему интересен и нужен практически каждому. Главное — заинтересовать.

Хороший туризм — это получение положительных эмоций, которые потом с человеком остаются на всю оставшуюся жизнь. И именно за это люди готовы платить, но не переплачивать, даже если у них есть сбережения.

Telegram-канал «Черный лебедь» — специально для Telegram-канала «МЭФ. Экономика для людей»

Подпишитесь