Информационный шлейф после событий конца предыдущей недели все еще формирует повестку. Реактивные форматы сохраняют позиции. Даже те сигналы, которые не имеют прямого отношения к происходившему, погружаются в его контекст.
Сколько еще продлится такая «обновленная реальность»? Это зависит от власти. У нее есть два базовых варианта.
1. «Оставить чайник остывать постепенно, без приготовления чая» — т. е. демонстрация нормализации в спокойном ключе.
2. «Чайник слить и налить новую воду» — т. е. действия, быстро компенсирующие шок и его последствия и демонстрирующие позитивные изменения. Вопрос лишь в том, куда слить — в раковину (поставить какую-то большую последнюю точку во всей этой истории) или все-таки приготовить чай (содержательные действия и кадровые решения).
У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и свои минусы. Взвешивать и сопоставлять их — отдельная работа. Не для слабонервной публики.
Несомненны только два вопроса, без ответа на которые оценка эффективности выбранного варианта может быть волюнтаристской.
1. Как и когда будет переведена повестка из фокусировки на прошлом к фокусировке на будущее? Т.е. какова стратегия, выбранная властью на предстоящие выборы президента.
2. В каком реальном состоянии находятся различные целевые аудитории? Используя предыдущие аналогии — насколько велики у них жажда и желание «попить чайку»? И суть даже не в фиксации первых результатов многочисленными поллстерами, а в среднесрочной динамике, которую эти желания аудитории будут показывать в течение нескольких недель.
К сожалению, пока мы не знаем ответов ни на первый, ни на второй вопрос.
К чему это все? Поскольку окончательная стратегия власти на президентские выборы будет оставаться даже для самых приближенных к власти в пелене тумана до начала октября, в ближайшее время (до конца июля — начала августа) стоит обращать внимание на три основные информационных контура и их интерпретации:
— рейтинги властей, настроений и ожиданий, готовности/неготовности граждан к действиям, показатели внимания аудитории;
— ход избирательных кампаний в регионах как источник для оценки перехода настроений и ожиданий в политическое действие;
— наличие в высказываниях и действиях представителей власти четких сигналов — смыслов, которые электорально значимые аудитории будут трактовать как обеспечивающие их будущее.
Понаблюдаем.
Алексей Чеснаков, политолог