Posted 23 июня 2023, 07:00
Published 23 июня 2023, 07:00
Modified 1 февраля, 20:15
Updated 1 февраля, 20:15
Читая труды из собрания британской россики (трудов иностранных авторов, посвященных России), невольно начинаешь улавливать корни идеологических доктрин, апологетами которых вроде были всегда люди сугубо с русскими корнями.
Противопоставление России Западу, мода на Древнюю Русь, противопоставление святости прогрессу… Оказывается, эти идеи современные славянофилы подсмотрели не только у Николая Данилевского, но и у крупнейшего специалиста по русской истории и литературе Стивена Грэма (1884–1975 гг.), который написал порядка 60 книг о России, был военным корреспондентом, прошел в лаптях от Архангельска до Москвы без захода в Петербург.
В своей книге «Путь Марфы и путь Марии» он противопоставляет два пути России: путь деятельный (Марфы) — прозападный, путь духовный (Марии) — по заветам древней Руси с повышенной духовностью. Что интересно, последователи Грэма видели продолжение этих идей в Советском Союзе, который они также считали альтернативой западному миру. Одни сочинения Бернарда Шоу на этот счет чего стоят.
Удивителен тот факт, что все труды абсолютно не используются российскими апологетами своего пути для обоснования либо формирования идеологической доктрины. Вывод тут только один: много читают «попсы» и мало читают иной литературы, в том числе зарубежной, где сами англичане разбирали аргументы своих же идеологических противников-русофобов. Опять же, есть чему поучиться.
Telegram-канал «Кромъ Летописец»