В интересные времена мы живем, когда одна за другой пересматриваются экономические концепции, прежде казавшиеся незыблемыми.
МВФ отказывается от своих ультралиберальных воззрений и расширяет список условий, при которых страны вправе вводить ограничения на отток капитала. Ведущие мировые экономисты, такие как Бланшар и Кругман, говорят о том, что целевые таргеты по инфляции центральных банков в развитых странах должны быть повышены с текущих 2% до 3-4%.
Параллельно с этим на фоне сохранения высоких показателей инфляции за рубежом растет число сторонников регулирования цен. В декабре 2021 года, когда экономист Изабелла Вебер из Массачусетского университета написала в газете Guardian статью с предложением о возвращении к ценовому регулированию, она столкнулась с оглушительной критикой со стороны коллег. Тот же Пол Кругман раскритиковал статью, написав: «Я не фанатик свободного рынка. Но это действительно глупо». Правда, через некоторое время экономист извинился за неподобающий тон своего высказывания.
Меньше чем за два года отношение к Вебер круто изменилось. Теперь ее приглашают на слушания в Конгрессе, ее статью о причинах инфляции цитирует Financial Times, а Bloomberg приглашает участвовать в своих подкастах. И понятно, почему это происходит: монетарная политика не справляется с обузданием инфляции. Ключевая мысль, которую пытается донести Вебер, проста: текущая инфляция является результатом шоков на стороне предложения — и борьба с ней требует более сложных подходов, чем просто повышение ключевой ставки.
Статья в журнале New Yorker, посвященная Вебер и ее предложениям, заканчивается такой характерной цитатой экономиста: «Мы пытаемся выработать такую политику стабилизации, которая ориентирована на то, что на самом деле происходит в экономике, а не на то, что написано в старых учебниках».
Telegram-канал «Бла-бла-номика»