В первой половине этого года, которую аналитики называют «странной и нестабильной для рынков», инвесторам пришлось бороться с последствиями банковского кризиса, повышения ключевых процентных ставок центробанками ведущих стран в связи с разгоном инфляции, а также ослаблением экономики США. При этом наиболее тревожной проблемой все чаще называется угроза рецессии — сначала в наиболее экономически развитых регионах планеты, а затем и в глобальном масштабе.
С предсказанием о том, что экономический спад в США неизбежен и может наступить уже в четвертом квартале текущего года, во время недавнего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в интервью РБК выступил главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. «У них два квартала в прошлом году был минус, сейчас экономика растет, но я думаю, что с большой вероятностью в конце года, четвертом квартале, и начале 2024 года там будет рецессия. Будет ли она длительной, или все-таки это будет такая небольшая коррекция, сейчас сказать сложно. Я думаю, что рецессии им не избежать», — заявил он.
В самих Соединенных Штатах на горизонте наблюдают ту же картину. В частности, рейтинговое агентство Fitch ожидает мягкой рецессии в американской экономике в четвертом квартале 2023 года — первом квартале 2024 года. В свою очередь, главный исполнительный директор Goldman Sachs Дэвид Соломон в интервью CNBC в середине июня отметил, что «даже если рецессия не наступит, при росте ВВП на 0-1% и инфляции на уровне 3,5-4% будет казаться, что она началась». Вместе с тем глава одного из ведущих мировых финансовых конгломератов сказал, что он «удивлен» устойчивостью экономики США и видит появление «зеленых ростков» после периода сдержанной активности на рынках капитала.
«Инвесторы на взводе — они хотят защитить свои неожиданные доходы. Подобно Владимиру и Эстрагону из пьесы Сэмюэля Беккета „В ожидании Годо“, инвесторы с нетерпением ждут рецессии, которая может наступить в этом году, а может и не наступить», — цитирует CNN обзор аналитиков State Street Майкла Ароне и Мэтью Бартолини, отмечая при этом, что «к сожалению, Уолл-стрит вряд ли в ближайшее время получит ту ясность, к которой стремится».
В свою очередь, аналитики JPMorgan в своем прогнозе отмечают, что ожидание спада деловой активности останется ключевой темой для трейдеров и во второй половине этого года, поскольку сохраняются такие угрозы, как ужесточение денежно-кредитной политики, отток сбережений и новые банковские потрясения.
Что касается Старого Света, то начало рецессии в зоне евро Еврокомиссия (ЕК) подтвердила еще две недели назад. «Перерасчет с понижением уровня экономического роста в ряде стран ЕС привел к снижению роста в еврозоне до минус 0,1% в IV квартале 2022 года и I квартале 2023 года. Однако текущие данные свидетельствуют, что рецессия в зимние месяцы была неглубокой. Ситуация на рынке труда позитивная, что подтверждает экономическую устойчивость зоны евро», — цитирует ТАСС заявление представителя ЕК Верле Нютс.
Евростат опубликовал окончательные данные, согласно которым второй квартал подряд ВВП зоны евро снижается на 0,1% в годовом исчислении. При этом в предварительных выводах Евростат указывал, что в IV квартале 2022 года ВВП зоны евро вырос на 0,1%, а в I квартале 2023 года рост ускорился до 0,2%. Пересмотр своей оценки статистическое ведомство объясняет более значительным, чем ожидалось, промышленным спадом, в первую очередь, в крупнейшей экономике ЕС — Германии.
ВВП этой страны в январе–марте 2023 года снизился на 0,3% квартал к кварталу, а в октябре–декабре снова уменьшился на 0,5%, что означает техническую рецессию. Ранее Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал прогноз, согласно которому экономика Германии будет испытывать стагнацию до конца 2023 года, а в 2024–2026 годах рост ВВП составит лишь 1-2%. При этом отмечается, что если сейчас компании ФРГ страдают от повышения цен на энергоносители, то в будущем негативное влияние на развитие экономики окажут нехватка высококвалифицированных специалистов и демографическая ситуация, в первую очередь старение населения. «Я не хочу, чтобы Германия играла в лиге, в которой нам придется отступать на последние позиции», — приводило агентство Reuters комментарий Кристиана Линднера по поводу этого прогноза МВФ.
Тот факт, что мировая экономика входит в период еще большей неопределенности, по итогам саммита, состоявшегося в средине мая японской Ниигате, констатировали министры финансов G7. Глобального кризиса не было уже почти 15 лет — как отмечают эксперты, сам по себе этот срок накопил огромные дисбалансы, масштаб которых для сегодняшнего дня уникален.
Стоит напомнить, что про особенный характер нынешней ситуации, когда традиционные пузыри на биржах сочетаются с коронавирусными проблемами, торговыми битвами и геополитическими обострениями, в апрельском интервью «РИА Новости» говорил бывший министр финансов России Михаил Задорнов, согласно предсказанию которого эффект от такого «коктейля» для мира станет масштабнее событий 2007–2009 годов.
Михаил Макаров