В песне о времени прежнего геополитического противостояния Вероника Долина пела про такую его черно-белую иллюстрацию, как эмиграция. Сегодня в тот стих и в ту песню как раз в рифму добавить еще и про изоляцию. Если раньше, согласно песне Долиной, эмиграция происходила в один этап через регистрацию в Шереметьево в западный пункт назначения, то сейчас эмигрировать приходится на перекладных и с пересадкой, потому что прямые авиарейсы в недружественные страны приостановились и изолировались.
Конечно, прерванное сообщение со значительной частью внешнего мира — это не то горе, по которому сейчас время сокрушаться. Гораздо больнее для страны отстранение национальных команд от участия в международных спортивных турнирах. Весь мир как ни в чем не бывало продолжает играть в футбол, хоккей и готовиться к следующей Олимпиаде, и только Россия с Белоруссией подыскивают, к какой бы континентальной конфедерации приткнуться и с кем провести товарищеский матч.
Западу, безусловно, удалось изолировать отечественный спорт, отчасти культуру, финансы, экономику и много других важных сфер, которые в условиях нынешних геополитических ограничений теряют потенциал развития. С другой стороны, как государство, так и бизнес неустанно повторяют, что санкции Россию не сокрушили, а частичная изоляция стала палкой о двух концах и уже прилетела бумерангом к оппонентам. Однако сравнивать нажитые Западом проблемы со своими — занятие неблагодарное, никак не помогающее приблизить решение вставших перед страной задач.
В ответ на попытки изоляции с западного направления Россия взялась совершать разворот на Восток, который в чем-то уже оказался успешным, а в чем-то возлагавшихся на него надежд пока не оправдывает. С уходом западных компаний из России качество жизни понизилось, а цены повысились. Автор этих строк который уж месяц ждет, когда дилер через каналы параллельного импорта привезет оригинальные запчасти на «Форд». Спору нет: голь на выдумки и импортозамещение хитра, но все же отклонение от привычных норм налицо, и это не способствует оптимистичному настрою. Автомобиль можно заменить и самокатом, а вот с лекарствами сложнее, и хоть импортные пилюли и заменяются отечественными аналогами, но здоровья у населения не прибавляется.
На ПМЭФ-2023 в Санкт- Петербург съехались не только российские чиновники с бизнесменами и с новыми китайскими и иранскими партнерами, но и представители множества других стран, интерес которых к России не ослабевает, хотя и не всегда теперь подкрепляется желанием привезти с собой инвестиции. Больше ста иностранных флагов на Петербургском форуме означают такое же число окон и форточек, остающихся открытыми во внешний мир. Законопатить их Западу не удастся, даже если новые рестрикции на Россию будут наложены по линии FATF, которая грозится внести РФ то ли в серый, то ли сразу в черный список — и таким образом дезорганизовать торговые и финансовые связи с теми, кто пока торгует и платит.
Россия — слишком большая страна, чтобы ее возможно было закрыть и изолировать наглухо, да еще извне. Даже если дело дойдет до крайностей, у России есть исторический опыт прорубания окон в Европу. Но лучше бы, конечно, действовать не топором, а добрым словом и сильной экономикой. У России имеется много возможностей для ответа на изоляционные вызовы, но далеко не все из них активированы, а потому пока что придется потерпеть да обойтись.
Автор Telegram-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков — для Telegram-канала «Незыгарь»