Председатель КНР Си Цзиньпин в понедельник провел переговоры с государственным секретарем США Энтони Блинкеном, который с 16 июня находится в Пекине. Это первый визит главы Госдепа в китайскую столицу за последние пять лет.
Вначале Блинкен встретился с министром иностранных дел Китая Цинь Ганом и куратором китайской дипломатии в ЦК КПК Ван И, при этом никакой уверенности в том, что американского гостя примут на самом высшем уровне, не было до самого последнего момента. В итоге встреча была публично анонсирована примерно за час до ее начала. И хотя она продолжалась всего примерно 30-35 минут, сам факт, что Си Цзиньпин согласился встретиться с Энтони Блинкеном, можно расценивать как важный сигнал. У Пекина и Вашингтона появился реальный шанс добиться разрядки напряженности, накопившейся в двусторонних отношениях.
Действительно, визит главы Госдепа состоялся в тот момент, когда и без того непростые отношения между США и Китаем достигли низшей точки. Две мировые державы далеко разошлись во мнениях по целому ряду вопросов. В первую очередь, это касается проблемы Тайваня и американских попыток ограничить доступ КНР к передовым технологиям. В Вашингтоне также выдвигали претензии Пекину насчет укрепления его связей с Москвой.
После февральского скандала с «шпионскими» воздушными шарами, обнаруженными в воздушном пространстве США, почти все линии связи между США и КНР перестали работать — именно тогда сорвалась предыдущая попытка Блинкена доехать до Пекина. Дело дошло до того, что министр обороны Китая Ли Шанфу отказался встречаться со своим американским коллегой Ллойдом Остином, при этом участились инциденты с участием военных кораблей и самолетов двух стран (в первую очередь, из-за активности США в районе Тайваня).
В Вашингтоне все громче стали звучать опасения, что в такой ситуации случайная ошибка может быстро перерасти в вооруженный конфликт. Так что администрация президента США Джо Байдена стала прилагать заметные усилия для восстановления контактов с Китаем, подчас даже де-факто закрывая глаза на такие «горячие» вызовы, как известие о строительстве китайской разведбазы на Кубе.
МИД КНР со своей стороны сделал заявление, что визит Блинкена «совпадает с критическим моментом в китайско-американских отношениях, и необходимо сделать выбор между диалогом или конфронтацией, сотрудничеством или конфликтом». При этом США не преминули обвинить в «ошибочном восприятии Китая, что ведет к неправильной политике в его отношении».
В ходе первого раунда переговоров в воскресенье Блинкен почти шесть часов встречался с министром иностранных дел Китая Цинь Ганом, после чего обе страны заявили о договоренности продолжить переговоры на высоком уровне. Однако не было никаких признаков того, что какой-либо из самых спорных вопросов близок к разрешению.
Тем не менее Си Цзиньпин, открывая встречу с Блинкеном, выразил надежду, что благодаря этому визиту главе Госдепа удастся внести «позитивный вклад в стабилизацию китайско-американских отношений».
Именно слово «стабилизация» так или иначе присутствует во многих заголовках западных СМИ, которые пишут об этих переговорах. В частности, CNN отмечает заявление Блинкена о том, что Соединенные Штаты и Китай добились «прогресса» по некоторым ключевым вопросам и согласились с необходимостью «стабилизировать» отношения, хотя и признав, что это потребует времени.
Также сообщается, что на переговорах поднимались темы конфликта на Украине и ситуации вокруг Северной Кореи. Кроме того, Блинкен заявил, что позиция США по Тайваню не изменилась — Вашингтон по-прежнему выступает против независимости острова и сохраняет приверженность «принципу одного Китая».
Агентство Reuters напоминает, что отсутствие регулярных и открытых каналов связи между двумя крупнейшими экономиками вызвало беспокойство во всем мире, а нежелание Пекина участвовать в регулярных переговорах между военными с Вашингтоном встревожило соседей Китая. Ссылаясь на мнение аналитиков, агентство делает вывод, что «комментарии Си и дипломатическая хореография визита, по-видимому, сигнализируют о желании добиться прогресса».
Издание Politico все же задается вопросом, смогут ли две страны по итогам одного лишь визита Блинкена разрешить свои самые важные разногласия, «многие из которых влияют на международные финансы, безопасность и стабильность». Агентство Bloomberg также отмечает, что переговоры в Пекине «вряд ли разрешат принципиальные разногласия по целому ряду вопросов». В их числе называются споры насчет правил торговли и защиты интеллектуальной собственности, проблемы с правами человека, безопасностью Тайваня, позиция КНР по украинскому конфликту.
Тем не менее Bloomberg предполагает, что «позитивный тон, сложившийся после визита Блинкена в Пекин, повысит ожидания того, что отношения между двумя сверхдержавами могут стать более стабильными». Кроме того, отмечается, что встреча Блинкена с Си закладывает основу для личной встречи лидеров США и КНР в конце этого года.
В свою очередь, официальное китайское англоязычное издание Global Times (GT) в редакционной статье подчеркивает, что «теперь мир сосредоточил свое внимание на Пекине, пристально следя за каждой деталью китайско-американского взаимодействия, надеясь найти подсказки относительно того, можно ли „разморозить“ отношения между двумя странами».
И хотя отношения находятся на самом низком уровне с момента установления дипломатических отношений, «все еще есть некоторые ключевые вопросы, по которым у обеих сторон есть консенсус, иначе поездка Блинкена была бы невозможна», пишет GT. При этом особо отмечается, что большинство трудностей, возникших в китайско-американских отношениях, были вызваны односторонней политикой и действиями Вашингтона, «поэтому, естественно, Соединенным Штатам нужно делать больше для улучшения двусторонних отношений».
Китай со своей стороны не отказывается от развития диалога. Напротив, подчеркивается, что «китайцы более стратегически настроены и терпеливы в отношении стабилизации и улучшения китайско-американских отношений, и в КНР больше внимания уделяется искренности и конкретным и эффективным мерам со стороны США».
«Мы надеемся, что визит Блинкена может стать хорошим началом для дальнейшего общения, и мы также рассчитываем, что госсекретарь сможет донести до американского общества точную информацию, полученную в Китае. Информация — это, кратко говоря, взаимное уважение, мирное сосуществование, сотрудничество и взаимовыгодность. Эта формулировка заслуживает внимательного рассмотрения Вашингтоном», — резюмирует GT.
Михаил Макаров