Несмотря на интенсивные военные действия, идущие с 2022 года, Украина по-прежнему зарабатывает на транзитных сборах, позволяя российским энергоносителям — газу и нефти — проходить через ее территорию в такие страны, как Австрия, Словакия, Италия, Венгрия и другие.
Парадоксальное сочетание войны и торговли сохраняется скоро два года, не попадая в прожекторы большой дипломатии. Но в последнее время тема громко вышла на авансцену.
Взорвал ситуацию министр экономики Германии Роберт Хабек, который также является вице-канцлером. Он выступил с резким и удивительно откровенным предупреждением: Германия будет вынуждена «свернуть или даже отключить» основные мощности своей промышленности, если в конце 2024 года не удастся продлить соглашение Украины с Россией о транзите газа.
Соглашение о газовом транзите через Украину было подписано Россией в 2019 году сроком на пять лет под активным давлением Германии: для ФРГ это было условием согласия на завершение работ по введению в действие скорбной памяти газопровода «Северный поток-2». Россия тогда обязалась прокачивать через Украину в Европу по 40 млрд кубометров ежегодно (около 109 млн. куб. м в сутки). Так и работали, но в условиях войны ситуация изменилась: СП-2 был взорван, а транзит через Украину сократился. Вот уже год как суточная прокачка составляет в среднем 40-43 млн кубометров, поскольку Украина оставила в деле одну газоизмерительную станцию, отключив другую.
В 2024 году встанет вопрос о том, продлять ли транзитный договор дальше — и на каких условиях. Москва может заявить, что никаких стимулов для продолжения у нее нет. Сохранение транзита отчасти выгодно Украине (плата за прокачку и возможность заполнять свои ПХГ). Но еще острее проблема стоит для Германии.
Если транзит исчезнет, а очередная зима выдастся долгой и суровой, то Словакия, Чехия, Хорватия, Венгрия и Украина (отчасти и Австрия) столкнутся с критическим дефицитом газа на отопление. Тогда вступит в действие аварийный план ЕС — «правило солидарности по умолчанию». Германия как главный держатель подземных запасов газа должна будет срочно, без дискуссий спасать замерзающих соседей. И, соответственно, отключать свою промышленность. Об этой угрозе и предупреждает министр Хабек.
Понятно, почему тревогу бьет именно Берлин (ему грозит обвальная деиндустриализация) — и почему уже сейчас. Транзит газа (как и нефти) через Украину может быть остановлен в любой момент вследствие диверсии на магистральных трубах, как это недавно случилось с аммиакопроводом.
А если даже газопровод физически доживет до конца 2024 года, шансы на продление транзитного соглашения между Украиной и РФ исчезающе малы. Путь к рациональным решениям откроет только перемирие, а им в густом пороховом дыме даже не пахнет.
Сергей Станкевич, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»