В последние 3 года в России было несколько волн высокой инфляции. На это сперва повлиял ковид, затем — реализация отложенного спроса. Инфляция охотно поступала в нашу страну в цене импортных товаров, и военный конфликт на востоке Европы тоже дал сильный проинфляционный эффект.
Когда ценники растут, а реальные располагаемые доходы населения несколько лет снижаются, бизнесу нужно сохранять стабильность цен и уровни сбыта товаров.
Если цены на товары базовой продовольственной корзины растут, это вызывает гнев потребителя, а в худших случаях — заморозку цен со стороны государства. Цены нужно повышать, иначе экономика не сойдется и производство утонет в убытках.
Производства давно научились скрывать инфляцию и не терять в продажах — ведь можно снижать не ценники, а объем упаковки. Данное явление называется шринкфляцией. Производители уменьшают количество, объем или вес товара в упаковке, но сохраняют или слабо снижают цену. Таким образом стоимость товара за единицу увеличивается на уровень инфляции.
Самое сложное в шринкфляции — ее неизмеримость. Росстат не считает подобные метрики, и она не может быть отражена в официальных индексах потребительских цен. Единственный способ ее замерять — наблюдения за товарами на полках магазинов.
В отличие от инфляции, умеренный объем которой помогает экономическому росту, шринкфляция отрицательно влияет на покупательскую способность населения — ведь за ту же сумму можно купить меньше товаров. Это приводит к снижению спроса и замедлению экономического роста. Кроме того, шринкфляция снижает доверие потребителей к производителям и повышает их ожидание инфляции.
Для российского потребительского рынка подобное — не новинка. Пакеты молока, упаковки с замороженной продукцией и бутылки уменьшились после 2014 года. За последние несколько лет практически вся базовая потребительская корзина прошла через шринкфляцию. Молоко меньше литра, гречка меньше килограмма, 8 яиц вместо 10 и т. д.
Telegram-канал «Китайская угроза»