Проблемы импортозамещения и технологического суверенитета надо рассматривать комплексно. Сущность политики импортозамещения состоит в том, чтобы большинство товаров производить внутри страны, заменяя ими товары иностранного производства.
Но по факту импортозамещение тех или иных товарных позиций нередко сводится к его имитации, к предложению под видом отечественных продуктов китайского производства с российским шильдиком. Понятно, что внедрение инновационных технологий требует времени, а путь переклеивания шильдиков и смены ценников — самый короткий.
В большинстве сфер российской экономики сформировалась прочная зависимость от иностранных партнеров. Поэтому то, что товар изготовлен в России, еще не означает, что его производство не зависит от зарубежных комплектующих. Для изготовления широкой номенклатуры продукции требуются иностранное сырье, технологии и комплектующие, аналогов которых в РФ может не быть.
Перед производителями стоит задача наладить производство, не зависящее от зарубежных поставок, в условиях серьезной зависимости от них. Кто-то реально берется за решение проблемы, кто-то имитирует.
Если государство как заказчик будет закрывать глаза на то, что ряд проектов в сфере импортозамещения — по сути, не что иное, как строительство «потемкинских деревень», то в итоге Россия станет сырьевым придатком Китая, тотальная «китаизация» всего и вся станет неизбежной.
Но поскольку понимание проблемы в правительстве есть, можно надеяться, что комплексные меры поддержки отечественных разработчиков и производителей в среднесрочной и долгосрочной перспективе дадут положительный результат.
Что необходимо делать — вполне очевидно.
Надо предоставить гарантии безопасности частных вложений в инновации — например, разработать механизм их страхования.
Надо снижать уровень государственного регулирования, чтобы российский бизнес имел возможность работать без постоянной оглядки на контролирующие органы и боязни надуманных проверок, необоснованных штрафов и предвзятых судов.
Надо вводить налоговые послабления для инвесторов, расширять программы государственного инвестирования, адекватно формировать госзаказ, развивать прикладную науку, восстанавливать престиж рабочих профессий.
Пока успехи в импортозамещении и решении проблемы технологического суверенитета сильно преувеличиваются. Однако, если нет реальных дел, то не спасет пиар-отдел.
Говорить о провале импортозамещения или недостижимости технологического суверенитета преждевременно, но риски и угрозы, безусловно, есть. И лакировка ситуации ничем не лучше «всепропальщества».
Константин Калачев, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»