Тема дедолларизации мировой экономики обрела в последние несколько лет популярность, в том числе ее активно развивают власти России. В качестве альтернативной глобальной валюты чаще всего называют китайский юань.
Действительно, расчеты в юанях, а также в национальных валютах, в последнее время выросли. Однако пока до доминирования юаню очень далеко. В апреле 2023 43% всех международных платежей, совершенных через систему SWIFT, были проведены в долларах США и 32% — в евро. Только 2,3% транзакций SWIFT были осуществлены в юанях. По данным МВФ, в IV квартале 2022-го на доллар приходилось 54% мировых валютных резервов, на евро — 20%, а на юань — лишь 2,5%.
Есть еще ряд обстоятельств. Так, юань до сих пор не является свободно конвертируемой валютой, в том числе из-за многочисленных ограничений на движение капитала, установленных финансовыми властями Китая.
Традиционно отрицательное сальдо торгового баланса США покрывается притоком капитала на гигантский фондовый рынок Америки. В Китае ситуация обратная. Он нетто-экспортер, а масштабы фондового рынка несопоставимы с американским.
Андрей Нечаев, экономист