В ЕС заговорили о прорыве по одному из самых спорных вопросов, который вызывал ожесточенные дискуссии в предыдущие годы. Речь идет о выработке общей политики в области миграции и предоставления убежища.
Со времени огромной миграционной волны 2015 года эта тема стала по-настоящему токсичной в европейских коридорах власти. Средиземноморские Италия, Греция и Испания, ставшие местом прибытия основной массы нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и из Африки, добивались помощи от других стран ЕС. Германия и Швеция, добровольно принявшие большое число мигрантов, но столкнувшиеся с недовольством местного населения, настаивали на введении обязательных квот для распределения беженцев по странам союза. Государства Центральной и Восточной Европы категорически отвергали эту идею.
В последние годы согласованная миграционная политика практически отсутствовала, институты ЕС в основном были озабочены тем, чтобы укрепить внешние границы союза. Между тем с окончанием пандемии приток мигрантов через Средиземное море снова увеличился — в прошлом году он составил около 160 тыс. человек.
И вот в четверг министры внутренних дел стран ЕС на заседании в Люксембурге после изнурительных 12-часовых переговоров достигли соглашения о новом порядке регулирования миграции и предоставления убежища. Этот порядок изменяет общие правила регистрации просителей убежища и их перемещения внутри союза.
Новые правила предусматривают, что для стран, в которые прибывают мигранты из-за пределов ЕС, будут введены определенные квоты, достигнув которых они смогут обращаться в Брюссель с призывом о перемещении избыточных мигрантов в другие государства союза. Для этих государств также будет установлено определенное число просителей убежища, которых они смогут принять.
Но принудительной релокации не будет. Если страна не желает принимать мигрантов, она должна будет выплатить 20 тыс. евро за каждого человека, которые пойдут в общий фонд ЕС. Этим фондом будет распоряжаться Еврокомиссия, а средства будут расходоваться для помощи тем странам, которые примут мигрантов. Пока предусмотрено, что релокации из первоначально принимающих стран будут подлежать 30 тыс. мигрантов в год, затем эта цифра будет увеличиваться.
Также соглашение вводит новую процедуру ускоренной приграничной проверки мигрантов. Тех из них, которых сочтут не имеющими шансов на получение убежища, будут безотлагательно высылать в страну происхождения или «безопасную третью страну». Максимальный срок рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища будет сокращен до 6 месяцев.
Участники переговоров в Люксембурге пошли на уступки Италии, в которую прибывает наибольшее число мигрантов. Рим добивался расширения числа стран, в которые можно высылать отвергнутых соискателей убежища. В конце концов было решено, что для этого достаточно наличия у высылаемого «связи» с такой страной (например, какого-то времени пребывания в ней или даже использования ее в качестве транзитной страны перед переправкой в Европу). Предполагается, что Италия попытается использовать в качестве «безопасной третьей страны» Тунис, который в последнее время стал очагом переправки мигрантов на Апеннины.
Министр миграции Швеции Мария Стенергард, которая модерировала переговоры как представитель страны, председательствующей сейчас в ЕС, назвала соглашение «историческим шагом и огромным успехом». Еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон заявила: «Это великое достижение, показывающее, что возможно работать вместе по проблеме миграции. Мы достигли огромного прогресса в деле восстановления доверия и солидарности».
Однако это явное преувеличение. Соглашение не было принято единогласно. Польша и Венгрия, не желающие выплачивать деньги за непринятых мигрантов, голосовали против, Болгария, Литва, Мальта и Словакия воздержались. Более того, далее предстоят трудные переговоры между Евросоветом, объединяющим руководителей стран ЕС, и Европарламентом, который настаивает на принудительном распределении просителей убежища.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co