Обвинение в подготовке государственного переворота в Кыргызстане, попытка которого, по сообщению властей страны, якобы была пресечена в результате проведенных киргизскими силовиками массовых задержаний, будет, очевидно, предъявлено лидеру партии «Бутун Кыргызстан» Адахану Мадумарову. Один из наиболее известных политиков страны, 58-летний Мадумаров (бывший госсекретарь и спикер парламента, дважды баллотировался на президентских выборах) по представлению генпрокуратуры может быть лишен депутатской неприкосновенности. Каким образом готовился госпереворот, насколько массовыми были задержания — пока неизвестно.
Мадумаров известен своим резко критическим отношением к нынешней власти в Бишкеке. Но, судя по тому, что на последних парламентских выборах его партия получила лишь 6 мест в Жогорку Кенеше, утверждать, что у него есть массовая поддержка, было бы затруднительно. Трудно упрекнуть опытного политика и в том, что его оппозиционность могла бы оказаться настолько радикальной, что он готов был бы взять власть насильственным путем. С другой стороны, нельзя не признать, что устраивать государственные перевороты уже много лет является модным в Кыргызстане. Большинство из шести президентов страны приходили к власти именно в результате «снесения» предыдущего главы государства.
Трудно было бы считать Мадумарова также и инструментом в руках каких-либо внешних игроков, которые то и дело устраивают «цветные революции» в странах СНГ. Бывший журналист, стремившийся когда-то стать идеологом киргизской государственности, он, скорее, выглядит киргизским националистом, нежели вождем элитарного восстания.
Тогда в чем же дело, зачем нужно было так громко официальному Бишкеку свидетельствовать о нестабильности правящего режима в стране, который снова может быть подорван насильственным путем?
Знающие люди в киргизском политикуме объясняют происходящее тем, что правящий дуумвират в лице президента Жапарова и главы ГКНБ Ташиева просто устал от вечной оппозиционности ершистого Мадумарова. Подобные «оздоровительные» процедуры в виде лишения свободы неудобных деятелей вполне в духе нынешнего стиля киргизской власти. Таким же образом, между прочим, был отодвинут от политики и нынешний — шестой — президент Жапаров во времена президентства четвертого президента Атамбаева, проведший несколько лет в колонии.
Насколько доказательными будут аргументы обвинения, еще предстоит узнать. Если суд их примет, то количество политических заключенных в Киргизии значительно увеличится. Сейчас наказание уже отбывают около десятка активистов по «Кемпир-Абадскому делу», протестовавших против заключения соглашения с Узбекистаном об обмене территориями, что привело к окончательному решению пограничных споров между двум странами. Мадумаров настойчиво требовал пересмотра дела и освобождения заключенных.
В Москве, по словам представителя Кремля Пескова, выражают обеспокоенность в связи с новостями из Бишкека и обещают внимательно следить за развитием событий. О возможных происках западных спецслужб или «вечно зеленого» Сороса, которые могут стоять за попыткой госпереворота, он ничего не сказал.
Аркадий Дубнов, журналист