Согласно недавним оценкам Goldman Sachs, около 18% рабочих мест в мире могут быть автоматизированы с помощью искусственного интеллекта. Речь как о низкоквалифицированных работах (официант, продавец, завскладом), так и требующих больших навыков (водитель, логист). Самое главное — автоматизация затронет и тех, кто сейчас составляет костяк среднего класса (среднее офисное звено).
Если значительная часть среднего класса будет замещена автоматизацией, то кто будет стимулировать экономический рост? На данный момент нейросети упразднили только отдельные позиции копирайтеров, но их сложность и мощность растет — скоро возникнет машинный алгоритм, способный если не писать сам себя, то заниматься базовым кодированием и выполнять некоторые функции айтишника.
Кроме того, почти во всех странах первого и второго мира наблюдается падение рождаемости. Уменьшение численности населения при росте числа безработных снизит спрос на товары и услуги, окажет влияние на систему социального обеспечения и основы экономики государства.
Правда, есть места, где рождаемость растет. В Афганистане. А еще в странах тропической Африки — это последний континент, «производящий» людей в большом количестве. Так сложилось, что Homo sapiens куда лучше размножается в условиях экстремальной бедности и неразвитости общества. Стоит зажить чуть получше — и личный достаток и комфорт становятся важнее продолжение рода.
На выходе у нас два сценария.
Первый — окукливание стареющих, но богатых стран Запада. «Крепость Европа» будет защищена по периметру своих границ рвами и высокими стенами с системой автопулеметов и дронов, управляемых нейросетью. Внутри будет строиться зеленая утопия. Меньшее количество жителей позволит быстрее отказаться от ископаемых видов топлива и построить пространства, полностью электрифицированные за счет «чистой» энергии.
В этом мире города впервые потеряют былую значимость как центры индустриальной и финансовой мощи и будут постепенно разрушены. Население и ресурсы будут децентрализованы по принципу блокчейна и раскиданы по «15-минутным» городкам. Все необходимые товары для них будут производиться на фермах и небольших 3Д-мастерских. Мясо, бензин, алкоголь будут под запретом, люди будут веганами и активными потребителями легких наркотиков <…>. Физический секс заменят удовольствия дополненной реальности.
Управлять окованным бетоном и сталью раем будут нейросети. Они же станут президентами и мэрами новых децентрализованных регионов, вкупе с киборгами и другими видами роботов выполняя львиную долю работ. Это неизбежно приведет к переформатирования финансовой системы под ББД и всеобщий велфер. Люди перестанут посещать офисы и смогут посвящать свои жизни творчеству, осмысленно заниматься ремеслами и общественной деятельностью.
Айтишники окончательно разделятся на обслуживающий персонал, который со временем будет полностью заменен ИИ, и особую касту создателей самого сложного устроенного ПО, необходимого для выживания новой цивилизации. Возможно, новая каста обретет статус аристократов прошлого, даже обзаведется гербами и титулами.
Таков максимальной грубый набросок первого сценария.
Второй — невиданная ранее волна массовой миграции и перемещение центра тяжести техноцивилизации на глобальный Юг. Еще 70 лет назад США были влиятельной в регионе, но бедной и не претендующей на статус гегемона страной. Возможно, в Африке произойдет становление суперстэйта — воплотившейся мечты о Ваканде. Неслучайно там сейчас активизировались все мировые державы и крупные частные структуры.
Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»