Posted 30 мая 2023, 19:00

Published 30 мая 2023, 19:00

Modified 30 марта, 08:13

Updated 30 марта, 08:13

Евгений Коган. Африка становится яблоком раздора между Китаем и другими странами

30 мая 2023, 19:00

Что делает Китай в Африке, куда вкладывает деньги и зачем ему это нужно?

Китай с начала века наращивает свое присутствие на Африканском континенте — от Марокко и Египта на севере до ЮАР на юге. Компании Поднебесной инвестируют в строительство добывающих мощностей, развитие инфраструктуры и технологий, школы, больницы, дороги и даже военные базы.

Каковы же особенности китайской политики в Африке? Китайские власти, в отличие от колонизаторов прошлого и властей США, не стремятся изменить расклад местных политических сил. Я бы сказал, что Пекин стремится завоевать симпатии жителей континента. Но эта любовь далека от альтруизма — она имеет под собой конкретные экономические интересы. Китайские компании либо получают долю в инфраструктурном проекте, либо предоставляют кредиты для строительства.

Я бы назвал это «политикой мягкой силы». Такой же метод был применен в Шри-Ланке, когда Пекин выдал ссуду на строительство порта, но после экономического кризиса в стране с хорошей скидкой (за $1,1 млрд) получил порт в аренду на 99 лет.

А что по экономическим результатам? Возводимые шахты, дороги и порты — все это облегчает и ускоряет транспортировку природных богатств и поступление на рынок китайских товаров. Благодаря этому Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки с объемами ~ $200 млрд в год. Для сравнения, эта цифра в 4 раза больше, чем объемы торговли Африки с Европой, и почти в 10 раз больше, чем с Россией.

Поставки идут из морских портов. Один из самых крупных проектов (пока не завершен) — порт в Танзании. Еще на стадии проектирования он получил название «африканский Шэньчжень» и должен был стать крупнейшим африканским портом. В его строительство планировалось инвестировать около $10 млрд, но новое правительство страны отменило возведение порта. Хотя обещали в 2023 году заново начать стройку. Посмотрим, что из этого выйдет.

Какие основные категории товаров экспортируются из Африки в Китай:
— нефть и природный газ — одна из ключевых статей поставок из Африки;
— пиломатериалы;
— уголь;
— алмазы;
— продукция сельского хозяйства — хлопок, табак, какао, сахар;
— промышленные и редкоземельные металлы, в том числе никель, кобальт, олово, цинк, серебро, вольфрам и другие.

Что Китай поставляет взамен:
— технологии (например, в Марокко Китай инвестировал около $8 млрд в строительство техногорода Танжер);
— телекоммуникацию и интернет (после попадания под санкции китайская телекоммуникационная компания Huawei сделала свой выбор в пользу поставок оборудования и создания выхода в сети в Африке);
— автомобили;
— товары легкой, текстильной и других видов промышленности.

Одинок ли Китай в стремлении «подружиться» со странами Африки? Отнюдь нет. США, Великобритания, Франция и другие страны Европы не готовы так просто предоставлять китайским компаниям доступ к природным богатствам. К этому «клубу» стремятся присоединиться Россия (помните, с какой помпой был проведен саммит «Россия — Африка» в Сочи?), Индия, ЮАР, а также арабские страны и… Индонезия. Турция даже смогла перехватить ряд индустриальных проектов у китайских компаний.

Отметим, что Китай вместе с США, Италией, Францией и Германией возвел единственную за рубежом военно-морскую базу в Джибути. В этой же стране Поднебесная планирует построить космодром за $1 млрд, что позволит нарастить количество спутников на орбите.

Выводы:

  1. «Тихой сапой» полученное лидерство Китая уже стало неоспоримо как в сфере добычи ресурсов, так и в вопросах поставки своих товаров в африканские страны.
  2. До прямого вооруженного столкновения Китая с другими странами в Африке, скорее всего, не дойдет. Однако напряжение между США и Китаем будет только нарастать в предстоящие годы.
  3. Вновь, как и в прошлом веке, в период борьбы за независимость и последующие годы (когда сошлись интересы Запада и СССР), Африка может стать ареной противостояния в политике, между корпорациями и в других вопросах.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь