28 мая пройдет второй тур выборов президента Турции и на них, скорее всего, победит Реджеп Тайип Эрдоган. Причем это произошло бы и без поддержки набравшего 5% в первом туре идеологически близкого ему Синана Огана.
Во втором туре важны антирейтинги и ощущение того, кто растет и кто падает.
Оппозиция сделала большую стратегическую ошибку, заранее создав эффект завышенных ожиданий и распространяя завышенные прогнозы. Вопреки им Кемаль Кылычдароглу не только не лидировал, но существенно уступил Эрдогану в первом туре, и лишь доли процента не позволили Эрдогану выиграть.
В Стамбуле и Анкаре — центрах оппозиции — перевес Кылычдароглу совсем небольшой. При этом в первом туре работал эффект кумулятивной мобилизации одновременно и на президентские, и на парламентские выборы, куда шли сторонники ряда партий, которые при этом не являются личными сторонниками Кылычдароглу. Во втором туре у них намного меньше мотива идти на участки. При этом парламент уже «эрдогановский». Грубо говоря, своих избирателей оппозиция уже перегрела. Результат первого тура — для многих шок и деморализация.
Если бы не было этих прогнозов и ожиданий, а наоборот, все выглядело и воспринималось так, будто Кылычдароглу выступил лучше ожиданий, то было бы обратное: всплеск энтузиазма. Но этого явно нет. Без энтузиазма второй тур при таком раскладе просто так не выиграть.
Деморализация привела к расфокусировке кампании после первого тура, что лишь усиливает эффект деморализации. И никакие антирейтинги тут не помогут.
Почему? Потому что антирейтинги разные. Одно дело, когда антирейтинг, грубо говоря, 60% или 70% — тогда президент с таким рейтингом во втором туре проиграет почти кому угодно. Так почти кому угодно в 2019 во втором туре в Украине проигрывал Петр Порошенко. Но если ситуация равенства, то это не работает. Тем более что Кылычдароглу — точно не харизматик и не кандидат новой надежды.
Среди оппозиции друг к другу тоже масса претензий, накопившихся за многие годы.
Ну и не стоит забывать, что традиционно явка на периферии всегда и везде выше явки в крупных городах.
Мораль проста: завышенные ожидания и прогнозы очень опасны — стоит с ними оступиться, и рушится вся концепция. Благие пожелания не должны заменять трезвый анализ.
Александр Кынев, политолог