Posted 19 мая 2023, 16:18
Published 19 мая 2023, 16:18
Modified 1 февраля, 20:09
Updated 1 февраля, 20:09
Среди многих прогнозов последствий GPT-революции самый мудрый, по-моему, сделал контент-директор G50 Франциско Торо.
Мудрость прогноза в том, что Торо даже не пытается предсказывать, что именно — пропасть или взлет — ждет человечество в результате GPT-революции, ибо и то, и другое возможно, а оценки вероятностей обоих исходов спекулятивны. Вместо этого прогноз Торо основан на уже имеющемся у человечества весьма похожем прецеденте, и на этом подобии строится вполне правдоподобное предсказание.
В качестве прецедента Торо предложил рассматривать революцию Deep Blue в мае 1997 года, когда машина (суперкомпьютер IBM) впервые обыграла в матче чемпиона мира по шахматам.
Первым ключевым результатом этого стал пересмотр топографии границ возможностей человеческого и машинного интеллекта. Люди, привыкшие думать о шахматах элитного уровня как о своего рода исключительной области нашего совершенства — вершине интеллекта людей, — были вынуждены смириться, признав превосходство машин.
Второй ключевой результат — за прошедшие с тех пор 26 лет элитные шахматы изменились до неузнаваемости, а уровень игры лучших шахматистов стал намного выше, чем кто-либо был за 500 лет существования шахмат. Оценка исторических игроков с помощью суперкомпьютерного анализа показывает, что самые выдающиеся имена из шахмат прошлых лет — Ласкер, Алехин, Морфи… — сегодня не были бы конкурентоспособны в игре на высшем уровне.
Причина обоих результатов одна. Сегодняшние лучшие шахматисты уже не люди, а кентавры — гибриды людей и машин. У них может не быть доступа к компьютерам, когда они играют матчи, но у них есть то, что сводится к тому же самому: идеи и стратегии, которые они могли получить только от сверхчеловеческой шахматной мощи машины. Они переносят эти идеи в матчи, и в результате хотя это все еще игра в шахматы, но на гораздо более высоком уровне, чем когда-либо прежде.
Т.о. ИИ расширил человеческие возможности, отодвинув границы между тем, что возможно, и тем, что невозможно для человека.
А теперь главный вывод. То, что Deep Blue сделал с шахматами, революция GPT сделает со всеми интеллектуальными профессиями. И так же, как в шахматах, люди не будут замещены машинами, а произойдет турбонаддув интеллекта людей.
Поэтому через поколение:
— в суде все еще будут выступать адвокаты, но они не осмелятся появиться там без тщательной подготовки с помощью ИИ;
— лечить по-прежнему будут врачи, но будет считаться дремучим непрофессионализмом, если врач постоянно не консультируется с личным ИИ;
— инженеры будут проектировать мосты и самолеты, но каждый этап проектирования будет включать в себя идеи, оценки и рекомендации ИИ;
— писать тексты продолжат романисты и сценаристы, но будет считаться само собой разумеющимся, что без участия ИИ создать хороший роман или сценарий может разве что гений… и то вряд ли.
Самое главное здесь — в двух решающих моментах.
1. Юристы 2043 года будут гораздо лучшими юристами, чем сегодняшние (как и врачи, инженеры, писатели…)
2. Представления о том, что значит быть хорошим в этих профессиях, кардинально изменятся: мастерство для следующего поколения будет зависеть от способности человека получить максимальную отдачу от ИИ.
3. Чтобы достичь вершины в любой области, потребуется что-то похожее на процесс гибридизации человека и машины, подобный тому, как это уже произошло с шахматными мастерами.
4. Само творчество, которое всегда считалось прерогативой людей, также будет преобразовано этим процессом гибридизации.
Главным итогом революции GPT станет превращение людей в интеллектуальных кентавров.
Telegram-канал «Малоизвестное интересное»