«Когда придет конец американскому доллару?» Почти ежедневно получаю этот вопрос. Честно, уже устал отвечать. Если коротко — поживет еще, подлюга. И неплохо так поживет… Другой вопрос — а почему он, такой-сякой, расти вздумал. Это уже интереснее. Можно и обсудить.
Итак, почему растет доллар? Страны от него отказываются, аналитики хоронят, ФРС «размывает» его ценность, а правительство подрывает доверие, но он все равно укрепляется. В чем же секрет устойчивости американской валюты?
Можно было бы сослаться на растущую неопределенность в экономике и геополитике, но картина, наоборот, улучшается. Так, банк Western Alliance сообщил о росте депозитов на более чем $2 млрд за три месяца до 12 мая, а переговоры по потолку госдолга, похоже, сдвинулись с мертвой точки.
Не сказать, чтобы существенно ухудшились и отношения между странами. Да, члены «большой семерки» готовят новые добрые приветы для России и Китая — а что, раньше их не было? Получается, снова мимо.
Кого же тогда благодарить за рост индекса доллара выше отметки 103? Все тех же друзей, что и год назад: инфляцию и ФРС. Глава ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард неожиданно сообщил, что ставку, видимо, снова придется повысить. Хотя тренд на снижение потребительских цен сохраняется, перегретый рынок труда и стабильная экономика дают пространство для маневра. Ему вторит президент ФРС Далласа Лори Логан, которая заявила, что данные не оправдывают пропуска повышения ставки на следующем заседании. О как!
Долговые рынки, кстати, также закладывают очередные 0,25 б. п.: за последние 5 дней доходность по американским пятилеткам выросла на 6,9%, по десятилеткам — на 8%, по двадцатилеткам — на 4,2%. Видимо, о последствиях для региональных банков никто не думает… Или добить инфляцию видится более важным мероприятием.
Есть и другая причина для роста DXY.
Несмотря на попытки России, Китая и других стран перейти на национальные валюты в международных платежах, использование евро упало, а доллар, наоборот, стал более популярным. Однако доля китайского юаня также выросла.
Данные SWIFT показали, что в апреле доля евро в трансграничных транзакциях снизилась до 31,74% от общего объема с 32,64% в марте, доля иены в платежах упала с 4,78% до 3,51%. С другой стороны, использование доллара выросло с 41,74% до 42,71%…
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan