Россия в апреле 2023 года экспортировала самый значительный объем нефти после начала СВО. В указанном месяце экспорт достиг пика в 8,3 млн баррелей в день, при этом годом ранее РФ экспортировала в среднем 7,7 млн баррелей в день, сообщило во вторник Международное энергетическое агентство (МЭА).
Сложившаяся ситуация подчеркивает способность Москвы продолжать продавать один из своих ключевых товаров, несмотря на введенные против нее санкции. «Кажется, у России мало проблем с поиском желающих купить ее нефть и нефтепродукты», — констатируется в майском отчете МЭА, который активно обсуждается в западных СМИ.
Также в отчете отмечается, что предполагаемая выручка РФ от экспорта нефти увеличилась на $1,7 млрд (до $15 млрд) на фоне роста экспорта сырой нефти и снижения дисконта по нефти марки Urals. В свою очередь, в отчете «Ренессанс капитала», который приводит ТАСС, прогнозируется, что дисконт Urals к Brent в 2024 году сократится до $10 за баррель. При этом цена Brent может достигнуть $100 за баррель к четвертому кварталу 2023 года и вырасти до $120 к середине 2024 года на фоне увеличивающего спроса на нефть в условиях ограниченного предложения.
Еще одним важным известием про российский топливный экспорт накануне стало сообщение о том, что в 2022-2023 финансовом году (с 1 апреля по 31 марта) РФ стала главным экспортером нефти в Индию, поставив туда 50,84 млн тонн нефти. Об этом во вторник написала газета Mint со ссылкой на информацию, полученную в министерстве торговли и промышленности Индии.
В тот же день главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель не исключил, что Брюссель может ограничить импорт индийских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, с целью ужесточения санкций в отношении Москвы. Об этом он заявил газете Financial Times в преддверии встречи с министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром, на которой собирается обсудить этот вопрос.
Приобретение нефти у России — «это нормально», признал Боррель, однако, по его словам, Индия не должна стать центром по ее переработке с последующей продажей нефтепродуктов странам Европейского союза.
Напомним, что цены на нефть на мировых рынках начали падать в середине 2022 года из-за опасений глобальной рецессии на фоне снижения экономической активности и политики центральных банков ведущих стран по борьбе с инфляцией путем повышения процентных ставок, а также из-за и более медленного, чем ожидалось, роста спроса со стороны Китая.
В апреле 2023 года страны ОПЕК+ неожиданно объявили о сокращении добычи нефти. Власти Саудовской Аравии тогда назвали это мерой предосторожности, направленной на поддержание стабильности нефтяного рынка. К середине мая нефтяные цены после четырех недель непрерывного снижения стабилизировалась на отметке около $71 за баррель.
Теперь одним из главных факторов, который сдерживает их рост, аналитики называют тупик, в который зашли переговоры о повышении потолка госдолга США. Спикер Палаты представителей Кевин Маккарти после переговоров с президентом Джо Байденом во вторник заявил, что Белый дом и Конгресс все еще далеки от заключения соглашения по этому поводу. Глава Минфина США Джанет Йеллен неоднократно предостерегала, что если проблему не удастся решить, то уже 1 июня Соединенным Штатам впервые в истории придется объявить дефолт по своим долгам.
«Нефть играет в перетягивание каната с обеспокоенным рынком и растущей экономической неопределенностью, поскольку переговоры о потолке долга, вероятно, приведут к заметному рыночному стрессу», — сказал агентству Bloomberg старший рыночный аналитик Oanda Эд Мойя.
Некоторую надежду на смягчение последствий надвигающейся бури дает опубликованный в понедельник весенний экономический прогноз Еврокомиссии, согласно которому Китай станет наиболее быстро развивающейся из основных экономик мира. Рост ВВП КНР ожидается на уровне 5,5% в 2023 году и 4,7% в 2024 году. При этом осенью ЕК ожидала роста в Китае в 2023 году на уровне 4,5%.
В упомянутом выше отчете МЭА прогнозируется, что мировой спрос на нефть в 2023 году вырастет на 2,2 млн баррелей в сутки в годовом исчислении до среднего уровня 102 млн баррелей в сутки. «Восстановление экономики Китая оказалось более быстрым и мощным, чем ожидалось. Мы наблюдаем действительно высокий спрос, особенно в Азии», — рассказал в интервью Bloomberg Television глава отдела нефтяной промышленности и рынков МЭА Торил Босони.
МЭА называет свои регулярные отчеты одним из самых авторитетных источников данных для прогнозов и анализа мирового рынка нефти. Однако стоит учитывать, что это агентство, выступающее как автономный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выражает интересы стран-импортеров энергоресурсов. Именно поэтому имеет место полемика между МЭА и ОПЕК, которая, соответственно, представляет страны-производители нефти. Каждая сторона предупреждает, что другая должна быть «осторожнее» в своей политике.
В конце прошлой недели генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс со своей стороны заявил, что устойчивость глобальной энергетической системы «поставлена на карту» из-за недостатка инвестиций во все виды энергии.
Вместе с тем в нефтяном картеле также уверены, что их товар не останется без покупателей. «С ростом населения и экономики в ближайшие десятилетия миру потребуется больше энергии. В нашем прогнозе World Oil Outlook 2022 мы ожидаем, что мировой спрос на энергию вырастет на 23% к 2045 году. Достижение этого роста, обеспечение энергетической безопасности, доступа к недорогим источникам энергии и глобального сокращения выбросов в соответствии с Парижским соглашением потребуют беспрецедентных энергии, инвестиций и сотрудничества», — заключил аль-Гайс.
Михаил Макаров