Posted 17 мая 2023, 18:00
Published 17 мая 2023, 18:00
Modified 1 февраля 2024, 20:09
Updated 1 февраля 2024, 20:09
Персоналистский режим Александра Лукашенко держится, пока держится сам Лукашенко. Это означает, что надо в любых обстоятельствах показывать, что он жив и, насколько возможно, здоров. Что будет с его уходом — самая большая интрига на постсоветском пространстве после вопроса о времени окончания и итогах специальной военной операции.
Независимость Беларуси держалась на Лукашенко. Если бы не он, слияние и поглощение могло бы уже случиться. Вместо этого мы имеем аморфное Союзное государство. Надгосударственное образование, которое облегчает свободу передвижения труда, но не капитала. Приватизация системообразующих белорусских предприятий российскими партнерами так и не состоялась.
И хотя экономика Беларуси очень зависит от России, хотя военно-техническое партнерство развивается семимильными шагами, а на территории Беларуси есть российские военные, но до реальной интеграции с общими парламентом, валютой, органами исполнительной власти еще очень далеко. Впрочем, для российского истеблишмента сейчас будет достаточно гарантии того, что Беларусь навсегда останется в зоне российского влияния, а полная интеграция сегодня даже нецелесообразна.
Для гарантий нужен план транзита власти. В качестве возможного преемника Лукашенко сейчас называет Наталью Качанову, однако я очень сомневаюсь, что она соответствует ожиданиям не только Лукашенко, но и большинства беларусов. Поэтому сейчас задачей становится помочь Лукашенко оставаться у руля как можно дольше, а за это время перенастроить систему под новые задачи и нового человека.
Белорусская оппозиция надеется, что предполагаемая кончина Лукашенко откроет для нее возможности перехвата власти. Но если они не смогли перехватить власть тогда, когда она буквально падала им в руки, то сейчас это будет еще более проблематично и драматично.
Куда вероятнее, что после Лукашенко во главе страны окажется его человек. Но вот сможет ли он не допустить внутриэлитного раскола, сможет ли быть лоббистом и защитником интересов страны перед российским руководством — вопрос открытый.
Константин Калачев, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»