Posted 16 мая 2023, 06:48
Published 16 мая 2023, 06:48
Modified 1 февраля, 20:08
Updated 1 февраля, 20:08
В нынешней турецкой политической ситуации большое внимание уделяется тому, что раньше почти игнорировалось, — электорату Синана Огана. Сам он пообещал поддержать Кемаля Кылычдароглу, но в политике голоса автоматически не передаются. Для победы Реджепу Тайипу Эрдогану достаточно будет расколоть электорат Огана и сохранить высочайшую мобилизацию собственного электората.
В вопросе мобилизации сторонников Эрдогана перед первым туром делалось многое — от повышения зарплат бюджетникам до агитации со стороны мулл, — но до победы чуть-чуть не хватило. Теперь же надо привести второй раз избирателей, привыкших, что Эрдоган побеждает сразу, — а это не так просто. И практики проведения вторых туров выборов в Турции вообще нет: парламентские выборы всегда однотуровые, а в 2014 и 2018 годах на президентских выборах был только один тур (до этого прямых президентских выборов не было).
Что же до электората Огана, то он «сборный» и состоит из сторонников самого Огана (часть националистов) и снявшего свою кандидатуру за несколько дней до выборов Мухаррема Индже (часть традиционного электората Народно-республиканской партии, не приемлющая альянса с исламистами). Эти избиратели не хотели голосовать за Эрдогана как исламиста, но и Кылычдароглу, в коалиции которого присутствуют исламистские партии, не вызывает у них доверия.
Но не менее важно, что этот электорат придерживается всех шести принципов Кемаля Ататюрка: народность, республиканизм, национализм, лаицизм (светскость), этатизм, (госконтроль в экономике), реформизм. И национализм не менее значим для них, чем лаицизм. А национализм в понимании Ататюрка — это единая турецкая нация без всякой курдской идентичности. Курдская же партия на этот раз своего кандидата не выдвинула, призвав голосовать за Кылычдароглу.
И вот теперь перед электоратом Огана выбор из трех вариантов — если оба вышедших во второй тур кандидата их не устраивают, то можно остаться дома (что выгодно Эрдогану — ему удобен даже раскол этого электората, тогда как Кылычдароглу надо привлекать его на свою сторону целиком, что крайне сложно). Поэтому сейчас Эрдоган будет объяснять этим избирателям, что Кылычдароглу — агент курдов, а Кылычдароглу, в свою очередь, — доказывать, что Эрдоган установит в стране нечто вроде султаната и халифата.
Так что борьба будет продолжаться до дня второго голосования.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co