Posted 15 мая 2023, 15:38
Published 15 мая 2023, 15:38
Modified 1 февраля, 20:08
Updated 1 февраля, 20:08
С одной стороны, турецкая оппозиция выступила наилучшим образом за долгие годы, отыграв несколько десятков мест в парламенте, где эрдогановская партия теперь в меньшинстве и имеет преимущество только за счет альянса с националистами, а также вынудив «султана» идти на второй тур. Те, кто говорит про ошибочное выдвижение Кылычдароглу, неправы, поскольку с иным кандидатом поддержка в курдских районах была бы гораздо меньше.
С другой стороны, парламент, пусть и не обладающий после конституционной реформы серьезными полномочиями, остался за Эрдоганом, и преимущество в 4% голосов перед лидером оппозиции достаточно существенное. Президенту нужно отыграть один процент голосов, его оппоненту — пять с половиной.
Разговоров о фальсификациях почти не было, впрочем, и СМИ, и административный аппарат были отмобилизованы на поддержку власти.
Теперь новая мобилизация — обе стороны будут заявлять о своей победе, о решающей битве добра со злом, которая еще сильнее расколет страну.
Более вероятной сейчас кажется победа Эрдогана — если с ним, конечно, не случится новых неприятных инцидентов и болезней. Но процентов 30 можно оставить на долю Кылычдароглу — правда, не очень ясно, откуда ему черпать новые голоса с учетом того, что в первом туре уже участвовали до 90% избирателей.
Единственным фактом остается то, что за оставшиеся две недели истощенный бюджет выдавит из себя очередной дождь пособий, дотаций и обещаний счастливой жизни для всех — и в любом случае экономика войдет в лето максимально убитой и отягощенной инфляцией, дефицитом, долгами и невыполнимыми обязательствами. Курс лиры держится сейчас на честном слове и вливаниях и улетит после выборов еще выше. Авантюристическая внешняя политика и безграмотная политика экономическая спросят по счетам, даже если турецкий избиратель не захочет этого сделать самостоятельно.
Шансы Эрдогана на победу смотрятся сейчас лучшими. Кылычдароглу может помочь поддержка двух других кандидатов, занявших третье и четвертое места, — что сомнительно. Или неожиданная карта, вроде резкого падения биржи и нацвалюты или нового недомогания «султана», шансы на что чисто статистически не очень велики.
Андрей Никулин, философ, политолог