Обсудили вместе с афганскими экспертами тему последствий острой фазы системного кризиса в Пакистане. Пришли к следующим выводам:
1. Есть угроза трансформации массовых беспорядков в народное восстание и революцию, если пакистанские элиты оперативно не купируют острые социальные проявления кризиса.
2. Вероятность физической ликвидации Имран Хана возрастает. Развитие событий делает его главным бенефициаром нынешнего кризиса — партия Имран Хана наверняка получит большинство на выборах в парламент Пакистана (должны пройти до середины октября 2023 года). Если, конечно, будет до выборов допущена. После этого Имран Хан вновь станет премьер-министром страны и сможет расправиться со всеми своими обидчиками. Вывод: обидчики Имран Хана должны расправиться с ним первыми.
3. Углубление кризиса приведет к параличу силовых ведомств Пакистана.
4. Следует ожидать усиления влияния в Пакистане джихадистских движений — пакистанского «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация), местного отделения ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и др.
5. В Афганистане следует ожидать ослабления режима талибов, который опирался на поддержку Пакистана. Возрастает вероятность внутреннего переворота в руководстве афганского «Талибана» — свержения диктатуры «кандагарской группы» (эмир Хайбатулла Ахунд и его окружение) лидерами «кабульской группировки» (мулла Якуб, мулла Барадар, возможно — Сираджуддин Хаккани).
6. Следует ожидать усиления позиций групп антиталибского Сопротивления в Афганистане — ФНСА, ФСА.
7. Следует ожидать усиления позиций ИГИЛ в Афганистане.
8. Пакистан может лишиться основных рычагов воздействия на режим талибов в Афганистане. Это, в свою очередь, ослабит позиции Исламабада в диалоге с Россией и странами региона.
Андрей Серенко, политолог, эксперт по Афганистану