Ряд факторов указывает на изменение потребительского поведения — уход от сберегательной модели.
1. В марте продолжила восстанавливаться розничная торговля, что говорит о росте спроса домохозяйств. По данным Росстата, начиная с апреля прошлого года каждый месяц динамика оборота розничной торговли в сопоставимых ценах стабильно показывала результат 89-91% к соответствующему периоду прошлого года, за исключением ноябрьского выброса в 92%. Однако в 2023 году ситуация начинает выравниваться: в январе зафиксирован показатель 92,1%, в феврале — 91%, а в марте — уже 94,9%. Вероятно, именно доступ к предварительным данным статистики до их опубликования позволил Минэкономразвития скорректировать в апреле макропрогноз на 2023 год по росту оборота розничной торговли в России с обозначенного в сентябре прошлого года значения в 2,7% до 5,3%.
Возможно, показатель марта действительно характеризует долговременное изменение потребительских настроений и формирует восходящий тренд. Хотя несколько настораживает изменение структуры потребления: в марте 2023 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49,5%, непродовольственных товаров — 50,5%. По сравнению с мартом прошлого года, когда соотношение было 47,5% и 52,5% соответственно, происходит сокращение потребления непродовольственных товаров, что может свидетельствовать о падении реальных доходов населения.
Косвенным образом о стремлении к экономии на расходах может свидетельствовать и рост в марте 2023 года объемов продаж через интернет почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупки через интернет производятся не только с целью удобства, но и в связи с возможностью мониторинга цен и наличия скидок.
2. Статистика ЦБ отмечает восстановительный рост потребительского кредитования. После умеренного прироста на 0,5% в январе–феврале в марте темпы выросли до 1,4%, что фактически соответствует среднемесячному приросту в 2021 году. Выдачи потребительских кредитов в марте оказались рекордно высокими — почти 1,5 трлн руб. Динамика выдач в марте также разительно контрастировала с показателями пошлого месяца: прирост 27% м/м против 6% в феврале, прирост 82% г/г против падения на 5% по результатам февраля. Хотя в марте средства населения, без счетов эскроу, выросли умеренно — на 0,7% или 272 млрд руб., доля средств населения на текущих счетах приблизилась к пиковым значениям 2021 года. Что является дополнительным фактором, указывающим на потенциальный рост потребительского спроса.
3. Динамика денежных доходов и расходов населения также показывает уход от сберегательной модели поведения. В прошлом году, начиная со второго квартала, фиксировался уверенный прирост сбережений населения, т. е. превышение доходов над расходами на 1-3,7 трлн руб. в квартал. За первый квартал 2023-го зафиксировано уменьшение сбережений почти на 0,8 трлн руб. Если в прошлом году, начиная со второго квартала, на покупку товаров и услуг уходило порядка 70-80% от доходов, то в первом квартале 2023-го — более 89%, что приближается к значению первого квартала прошлого года.
Telegram-канал «Незыгарь»