Во время Великой Отечественной войны представителей стран-союзниц по антигитлеровской коалиции многое разделяло — и политические системы, и экономические модели, и представление о желаемом будущем. Но, кроме понятного стремления к победе над общим врагом, объединяющим фактором было понимание важности прогресса и культуры.
Разумеется, понятие прогресса интерпретировалось по-разному, но ни одна из стран-союзниц не считала, что он принципиально опасен для общества. Равно как при очень разных интерпретациях культурных символов было единство в понимании их значимости для общественного развития. Таким образом очень разные страны в «зоне консенсуса» могли говорить на одном языке, отложив очевидные и принципиальные разногласия.
Один из многочисленных примеров — торжественное заседание Академии наук СССР, посвященное 250-летию со дня рождения Вольтера. Оно состоялось 25 ноября 1944 года в Московском доме ученых. Заседание открыл вице-президент Академии наук Абрам Федорович Иоффе. С докладами выступили академик Вячеслав Петрович Волгин (который, говоря о гуманизме Вольтера, мягко намекнул на различие интерпретаций, но не концентрировал на этом внимания: «Именно этот его активный, воинствующий гуманизм при всем различии эпох и классовых позиций делает его образ вечно живым и привлекательным») и профессор Милица Васильевна Нечкина (она говорила о связях Вольтера с Россией).
Характерно вступительное слово президента Академии наук СССР Владимира Леонтьевича Комарова. Сам он по состоянию здоровья не присутствовал — выступление было зачитано от его имени — но в тексте были расставлены все необходимые акценты: «В наши дни, в дни борьбы за торжество разума и свободы, творения великого сына французского народа Вольтера приобретают особое значение. Вольтер — целая эпоха мировой культуры. Имя его — символ разума, и оно бессмертно, как бессмертен человеческий разум. Непримиримый враг насилия, несправедливости. расовых предрассудков, Вольтер глубоко уважал культуру, язык, историю народов мира. Глубокий интерес питал он к России, к той эпохе русской истории, которая была отмечена царствованием Петра I. Народ, давший миру Вольтера, ныне в кровопролитной борьбе освободился от немецкого ига. И так же, как ненавидели Вольтера мрачные тени средневековья, так ныне ненавидят его современные фашистские мракобесы. Мы же в день юбилея Вольтера обращаем все свои мысли к светлому празднику окончательной победы над врагом, когда человечество освободившись от мрачных и кровавых изуверств, придет дальше по пути прогресса, под знаменем разума и справедливости».
Среди присутствовавших были представитель Временного правительства Французской республики Роже Гарро и глава французской военной миссии в СССР генерал Эрнест Пети (позднее сенатор от компартии и президент ассоциации «Франция-СССР»). После войны СССР и Франция разошлись по разным военно-политическим блокам — но во время нее Вольтер (как и Дидро, и другие просветители) помогал обеим странам находить общий язык.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co