Внутри коалиционного правительства Германии вновь обострились противоречия — на этот раз в связи с планами Китая расширить свои инвестиции в инфраструктуру страны. Канцлер Олаф Шольц в отношениях с Китаем — крупнейшим торговым партнером Германии — ставит на первое место экономические интересы немецкого бизнеса. Партнеры СДПГ по правящей коалиции — «Зеленые» и либеральная Свободная демократическая партия — склонны больше прислушиваться к предупреждениям из Вашингтона и Брюсселя о том, что внешнеэкономические действия Китая надо рассматривать под углом зрения его общей геостратегической экспансии.
В данном случае речь идет о намерении китайского государственного судоходного и портового гиганта COSCO приобрести долю в одном из трех контейнерных терминалов Гамбургского порта. Компания COSCO уже владеет долями в двух крупнейших европейских портах — Роттердаме и Антверпене — и контролирует порт Пирей в Греции. Сделка о приобретении COSCO 35% акций терминала Tollerort вчерне была согласована еще при правительстве Меркель. Канцлер Шольц осенью прошлого года с энтузиазмом пытался довести ее до завершения.
Стоит напомнить, что Шольц в 2011–2018 годах был бургомистром Гамбурга, а нынешний мэр города Петер Ченчер является его близким союзником. Логика привлечения инвестиций COSCO в гамбургский терминал, очевидно, состояла в том, что это притянет туда другие китайские судоходные компании. Однако намерения Шольца натолкнулись на решительное сопротивление шести министерств его правительства, в т. ч. возглавляемых социал-демократами, которые аргументировали свою позицию интересами национальной экономической безопасности. В конце октября был достигнут компромисс: было решено, что доля COSCO в капитале терминала составит 24,9%, т. е. меньше блокирующего пакета.
И вот 12 апреля стало известно, что Федеральное управление Германии по информационной безопасности включило терминал Tollerort в перечень «критической инфраструктуры». А это значит, что условия пока официально не заключенной сделки снова подлежат пересмотру. Представляющий «Зеленых» министр экономики Роберт Хабек 26 апреля сообщил журналистам: «Мы сейчас рассматриваем, какое воздействие новая оценка безопасности проекта может оказать на решение по его одобрению». Есть информация о том, что скептически относящиеся к сделке министры будут настаивать на снижении доли, которую может получить COSCO, до 9,9%.
Вместе с тем канцлер Шольц, по словам двух анонимных собеседников издания Politico из СДПГ, стремится протолкнуть сделку с китайской компанией на прежних условиях. Косвенно это подтверждают слова члена комитета Бундестага по внешней политике от СДПГ Адиса Ахметовича: «С моей точки зрения, миноритарная доля в 24,9% не представляет угрозы для нашей критической инфраструктуры или для общественного порядка и безопасности». Заинтересованность Шольца в сохранении согласованных с COSCO параметров сделки, возможно, объясняется и тем, что 20 июня ему предстоит вести в Берлине правительственные переговоры с китайским премьером Ли Цянем. На этих переговорах он хотел бы добиться расширения возможностей на китайском рынке для немецких компаний, в первую очередь — автомобилестроительных.
Позиция канцлера вызывает раздражение у его партеров по коалиции, особенно у «Зеленых». Депутат Бундестага от этой партии Феликс Банашак заявил: «Классификация терминала Tollerort как критической инфраструктуры изменила ситуацию. Целью всего германского правительства должно стать предотвращение участия COSCO в терминале или его сведение к минимуму. Я также ожидаю ясности от канцлера». Замруководителя фракции «Зеленых» Андреас Одретч подчеркнул: «Вход китайской государственной компании в порт Гамбурга является частью целенаправленной инвестиционной стратегии, с помощью которой Китай хочет поставить инфраструктуру по всей Европе под свое влияние. В такой ситуации Германия не может себе позволить проявлять наивность».
Можно ожидать, что в течение ближайшего времени в правительстве Германии состоится непростое выяснение отношений по этому вроде бы частному, но принципиальному вопросу.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co