Заявление армянского премьера Никола Пашиняна о готовности признать территорию Армении без Нагорного Карабаха не зря дополнено упоминанием о границах 1991 года, когда большая держава поделилась на 15 республик с зафиксированными рубежами. Тем самым Пашинян проводит параллель между армяно-азербайджанским и российско-украинским конфликтом, явно подыгрывая Киеву и Западу, которые также используют аргумент о разделе 1991 года, при котором и Крым, и Донбасс были украинскими.
Пашинян неслучайно подчеркнул, что «в этом контексте мир и стабильность в регионе могут стать консенсусом между Западом и Российской Федерацией», давая понять, что многое готов положить на алтарь геополитики взамен на гарантии западной коалиции. Однако выясняется, что этот алтарь требует не только территорий, амбиций и интересов, но и людей.
Так, порадовавшись смиренной позиции армянского коллеги, президент Азербайджана Ильхам Алиев тут же взялся кардинально решать судьбы проживающих в Карабахе армян, безапелляционно заявив, что они должны либо принять азербайджанское гражданство, либо найти себе другое место для проживания. То есть, проще говоря, покинуть свои дома и уехать в Армению или другие страны.
Трудно представить, что после всего пережитого карабахские армяне спокойно примут такое предложение Алиева и согласятся взять себе паспорта Азербайджана. Ситуация в отношениях между этими двумя государствами не настолько созрела для того, чтобы можно было так просто решить застарелую проблему. Но и массовое изгнание армян из Нагорного Карабаха из-за их нежелания стать по паспорту азербайджанцами будет иметь признаки этноцида, что вряд ли соответствует международному праву и уставу ООН.
Поэтому очевидно, что в поисках формул мира и в своих геополитических изгибах лидеры Армении и Азербайджана забыли о людях либо же посчитали этот вопрос второстепенным. Такой подход способен завести в драматический тупик с провоцированием нового витка конфликта, причем на сей раз совсем уж неуправляемого.
Конечно, за демаршем Пашиняна угадываются его прозападный прагматизм и надежда на то, что внешние покровители и посредники помогут уладить нюансы. Алиев же чувствует за собой силу и поддержку Турции, а также апеллирует к результатам недавно отгремевших сражений, в которых верх взяла азербайджанская сторона.
Между тем постановка вопроса что премьером Армении Пашиняном, что президентом Азербайджана Алиевым не предполагает сколь-нибудь долгосрочного продления миротворческого мандата России, которая до сих пор обеспечивала сдержки и противовесы в долгоиграющем кавказском конфликте. И армянское, и азербайджанское руководство практически не скрывают намерений обойтись без помощи и влияния РФ, и следующий майский двусторонний саммит Алиев-Пашинян, как и предыдущий, намечено провести на Западе, подальше от Москвы.
Конечно, бумага стерпит все, что на ней будет написано и скреплено подписями под присмотром международного политического арбитража. Однако «мирный план» Никола Пашиняна, творчески развитый Ильхамом Алиевым, так или иначе предстоит утвердить в народе. И пусть это для высоких руководителей видится процедурой формальной, но с ней может выйти закавыка, а то и загогулина.
Для России складывающаяся ситуация выглядит тревожной не только потому, что сепаратные переговоры фактически ведутся за ее спиной, но и вследствие возрастающих рисков нового витка нестабильности в стратегически важном регионе. Безусловно, насильно мил не будешь, однако и оставаться сторонним наблюдателем при таких меняющихся обстоятельствах уже невозможно.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»