Национальный морской перевозчик Казахстана «Казмортрансфлот» рассчитывает до конца 2023 года закупить два нефтетанкера для перевозок по Каспийскому морю, увеличив свой каспийский флот до пяти кораблей. Этот маршрут используется для поставок нефти в обход России через Азербайджан, пишет «Коммерсант».
Основным альтернативным маршрутом поставок сейчас является трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), к которому казахскую нефть перевозят по Каспийскому морю. В этом году «Казмунайгаз» запланировал отправить по БТД 1,5 млн тонн нефти с Тенгизского месторождения; в марте Казахстан отгрузил 20 тыс. тонн, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. тонн.
Источники газеты рассказали, что правительство Казахстана рассматривает вариант значительного увеличения поставок по нему до 20 млн тонн ежегодно. Однако наращивание поставок требует значительных инвестиций — в частности, в расширение порта Актау, углубление дна Каспийского моря для более крупных танкеров, увеличение мощности самого трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Собеседники издания оценили предполагаемые затраты в «несколько десятков миллиардов долларов».
В настоящее время 80% экспортных поставок казахской нефти идет через Россию. Однако в 2022 году поставки неоднократно приостанавливались из-за ремонтов на российской территории, что стало причиной поиска властями Казахстана альтернативных маршрутов.