Тем, кто мечтает о скором крахе доллара, нужно будет немножечко подождать. Альтернатива если и появится, то году этак к 2040-му. Но это не точно.
В реальности даже Китай осуществляет свои международные транзакции в долларах и евро. Юань в качестве расчетной единицы используется в торговле с квазизарубежной территорией вроде Гонконга или с вассальными экономиками вроде Ирана и России. Истории про расчеты в национальных валютах с какими-нибудь арабскими странами — это больше сказки на ночь. Объемы таких торговых операций мизерны, да и они сильно напоминают слегка модифицированный бартер, когда Китай и его партнер просто дают друг другу кредит в своих валютах и расчеты ведутся строго в рамках и объемах этих кредитных линий. При этом Китай охотно готов платить юанями, но принимать их обратно — уже не очень. И только по непростой процедуре через получение соответствующих разрешений своих финансовых властей.
Проблема конвертируемого юаня известна давно: как только Китай решит сделать его настоящей валютой, рост экономики страны рухнет до полутора процентов максимум. И это в самом оптимистичном варианте. Все модели и стресс-тесты, которые проводились в этом направлении, однозначны и категоричны: рост Китая прямо зависит от неконвертируемости юаня и жесточайшего контроля над ним со стороны государства.
При этом рост экономики в 4% — это минимальный порог, за которым сама финансовая система Китая, обремененная тяжелейшей долговой нагрузкой, может просто не выдержать. В ходе ковидной трехлетки эту красную черту экономика переходила несколько раз, и пока проблемы удавалось решить, заливая их деньгами, что на самом деле только усугубило проблему долга. Теперь даже 4% роста маловато для поддержания устойчивости финансовой системы. Если же юань сделать конвертируемым, что неизбежно приведет к массированному оттоку капитала, Китай буквально осыпется.
Так что конкуренция доллару со стороны юаня — это из области очень светлых мечтаний на «Воскресных вечерах». Реальность такова, что пока нет никаких предпосылок для подобных теорий. И даже озвученная дата — 2040 год — как время возникновения конкурентной доллару валюты выглядит избыточно оптимистичной.
Вообще, в рамках существующей системы соревнование с долларом — это догоняющая стратегия, которую выиграть невозможно по определению. Решение лежит в непрямой плоскости: создание принципиально иной экономической и финансовой системы, в которой конкуренция с долларом не предусмотрена вообще. Но пока такую систему не только не строят — никто даже не ставит задачу о ее создании. И раз так, то нет ни малейшего смысла обсуждать то, чего в рамках нынешней системы быть не может.
Вот развалится Америка к вящей радости патриотической общественности — тогда можно будет и обсуждать. Но не раньше.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик