Posted 12 апреля 2023, 16:50
Published 12 апреля 2023, 16:50
Modified 1 февраля, 20:03
Updated 1 февраля, 20:03
На Западе продолжается большой политический шум, связанный с итогами визита президента Эммануэля Макрона в Китай и особенно с интервью, которое он дал в самолете по пути в Париж. Главная идея интервью, опубликованного 9 апреля, состояла в том, что ЕС должен уменьшить свою зависимость от Соединенных Штатов и избегать втягивания в конфронтацию между Китаем и США из-за Тайваня.
Президент Франции уверен, что обострение кризиса вокруг Тайваня не соответствует интересам европейцев и они не должны просто следовать в этом вопросе за США. Макрон трезво признал: «Европейцы не могут разрешить кризис в Украине. Как мы можем убедительно сказать Китаю в отношении Тайваня: „Осторожно, если вы сделаете что-то плохое, мы будем там“?» По словам президента, при вовлеченности в борьбу между двумя сверхдержавами Европа будет лишена времени и ресурсов, чтобы финансировать свою стратегическую автономию, и «станет вассалом». Если же у Европы будет несколько лет для развития этого проекта, то она сможет стать «третьей сверхдержавой», третьим полюсом мирового порядка.
Хотя президент Франции давно продвигает идею стратегической автономии Европы в экономике, технологиях и обороне, на этот раз его откровенные рассуждения вызвали шквал критики по обе стороны Атлантики. Часть политических сил на Западе истолковала его оценки как умиротворение Пекина. Особенно громким было негодование в рядах республиканцев США. Заявления Макрона «были обескураживающими, они были позорными и очень геополитически наивными», отметил председатель подкомитета Палаты представителей по Китаю Майк Галлахер. Взгляды президента Франции «приводят в уныние, поскольку угроза КПК Тайваню является растущей опасностью для глобального баланса сил», подчеркнул глава комитета Палаты представителей по иностранным делам Майкл Маккол. А Дональд Трамп в свежем интервью и вовсе заявил, что Макрон в ходе визита «целовал задницу Си».
Озвученные Макроном установки могут добавить доводов тем республиканцам, которые считают, что Байден оказывает слишком большую финансовую и военную помощь Украине. Подтверждением этому служат слова известного сенатора Марко Рубио, который написал в Twitter (соцсеть заблокирована в РФ): если Европа собирается выбирать сторону в вопросе о Тайване, то «возможно, нам следует в принципе сказать, что мы собираемся сосредоточиться на Тайване и угрозах, которые представляет Китай, а вы, парни, будете разбираться с Украиной».
Надо сказать, что комментарии Белого дома и Госдепа были направлены на сглаживание ситуации, в них подчеркивалась высокая степень сотрудничества и координации с Францией.
Тем не менее в Европе поднялась заметная волна тревоги по поводу того, что позиция Макрона может нанести ущерб трансатлантическим отношениям. Особенно это проявилось в Восточной Европе. «Вместо того, чтобы строить стратегическую автономию, я предлагаю развивать стратегическое партнерство с США», — заявил премьер Польши Матеуш Моравецкий накануне визита в Вашингтон. Глава МИД Чехии Ян Липавский отметил: «Европа должна больше вкладывать в свою безопасность, но я не считаю это препятствием для сотрудничества с США». Критические голоса прозвучали и в Германии. Наиболее резко высказался экс-глава комитета Бундестага по внешней политике Норберт Реттген из ХДС, который оценил визит Макрона в Китай как «пиар-акцию для Си и внешнеполитический провал для Европы».
Вместе с тем критики не прозвучало от правительств таких крупных стран, как Германия, Италия и Испания, которые выступают за тесное взаимодействие ЕС с Китаем как важным игроком на мировой сцене и ключевым торговым партнером. А председатель Евросовета Шарль Мишель во вторник подчеркнул, что позиция Макрона среди лидеров стран ЕС не является изолированной. По его оценке, за последние годы влияние идеи стратегической автономии в рамках союза сильно выросло. Мишель констатирует, что в Европе сохраняется большая приверженность союзу с США. «Но если этот союз предполагал бы, что мы слепо, систематически следуем позиции США по всем вопросам, то нет», — заключил глава Евросовета.
Впрочем, у какой точки зрения в ЕС сейчас больше сторонников, сказать сложно.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co