Западные санкции привели к «разрушению несущих элементов экономики, сложившейся в России за последние тридцать лет», заявил в колонке для РБК председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его мнению, для построения новой модели экономики нужны три приоритета — новые логистические коридоры, перезапуск целых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны.
Костин предполагает, что деньги на эти цели можно найти, если провести новый этап приватизации, существенно нарастить объемы госдолга и распределять госбюджет на основе вышеозначенных приоритетов экономики.
Глава ВТБ отмечает, что в последние годы приватизация не фигурировала в качестве серьезного источника финансирования государственных программ, а госзаимствования и, соответственно, рост расходов сдерживаются конструкцией бюджетного правила. Однако задача профинансировать все необходимые расходы и при этом уложиться в заданные параметры дефицита бюджета (2,9 трлн руб. в 2023 году) требует новых мер. В ситуации «до февраля» о преимуществах и недостатках очередного этапа приватизации можно было бы дискутировать, однако «сегодня — время действовать», утверждает Костин.
«Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность. Отечественный бизнес накопил значительный инвестиционный потенциал. Деньги в стране есть», — пишет глава ВТБ. По его мнению, возобновление программы приватизации «не только позволит успешно привлечь в бюджет средства на рыночных условиях, но даст мощный импульс расшивке тех „узких мест“, где сегодня особенно важны готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения», поскольку «обеспечить их может частная инициатива».
Помимо ресурсов приватизации, Костин также предлагает использовать пространство, которое дает низкий уровень российского госдолга. «Разница между текущим уровнем госдолга (около 17% ВВП) и считающимся „проблемным“ порогом (выше 60%) создает огромный запас прочности. Без существенных рисков для финансовой стабильности отечественная экономика может дополнительно получить порядка 70 трлн рублей», — пишет банкир, подчеркивая, что крупнейшие банки могли бы более активно участвовать в покупке облигаций федерального займа.