Потребность ЕС в новых поставках газа после исключения России из европейского рынка составляет 198,5 млрд кубометров. И похоже, Европа теперь будет диверсифицировать поставки, чтобы не зависеть от одного поставщика, как прежде. Кроме того, задача Европы — сделать рынок СПГ конкурентным, т. е. рынком покупателя, а не продавца. И в этой диверсификации большая роль отводится Африке.
Сейчас африканские страны Алжир и Ливия поставляют трубопроводный газ в Европу: в прошлом году 34,1 и 3,1 млрд кубометров соответственно. В планах ЕС — провести трубопровод из Нигерии. В июле прошлого года Нигерия, Нигер и Алжир подписали меморандум о взаимопонимании по строительству Транссахарского газопровода, проект которого обсуждался десятилетиями. Стоимость трубопровода оценивается в $13 млрд, и он будет поставлять в Европу 30 млрд кубометров газа в год, хотя детализация проекта еще не объявлена.
Большую ставку ЕС делает и на СПГ. В 2022 году африканские страны отправили на экспорт 58,5 млн тонн СПГ, из которых 32,7 млн тонн — в Европу. Потенциально до 2030 года эта цифра может вырасти до 60 млн тонн экспорта в Европу или больше. Так, Нигерия планирует увеличить производство СПГ с нынешних 22,5 млн тонн в год до 31 млн.
В Египте, втором по величине производителе газа в Африке (67,8 млрд кубометров в 2021 году), энергетические гиганты — итальянская Eni, британская Shell и французская TotalEnergies — ускоряют разведку морских газовых бассейнов. В январе текущего года Eni объявила об открытии значительного по объему газового месторождения в египетском Средиземноморье. Египет увеличил общий экспорт СПГ с 7 млн тонн в 2021 году до 8 млн тонн в 2022-м.
У Европы есть планы добычи и строительства заводов СПГ в Сенегале и Мавритании. Ожидается, что добыча газа на проекте Greater Tortue Ahmeyin, который располагается на морской границе двух стран и находится в совместной собственности, начнется в III квартале 2023 года в объеме 2,5 млн тонн в год. Второй этап производства потребует дополнительных инвестиций в размере $5 млрд, и ожидается, что он будет производить до 10 млн тонн СПГ в год.
Мозамбик экспортировал свой первый СПГ в ноябре 2022 года, отправив газ в Европу с плавучего завода Eni Coral-Sul LNG, мощность которого составляет до 3,4 млн тонн в год. В планах — расширение производства СПГ в Мозамбике до 10 млн тонн в год.
В июне 2022 года Танзания подписала рамочное соглашение по СПГ с норвежской Equinor и Shell о разработке газовых месторождений.
По прогнозам, добыча газа в Африке увеличится с 260 млрд кубометров в 2021 году до 585 млрд кубометров в 2050-м.
Но до 2050 года надо еще дожить. Пока газодобытчики и покупатели газа строят планы на африканский газ к 2030 году. Если заявленные проекты заработают на полную мощность, то Европа к 2030-му вполне может выйти на экспорт СПГ только из одной Африки на 60 млн тонн (примерный аналог 80 млрд кубометров). Это не считая потенциального увеличения поступления газа по трубопроводу из Алжира и Ливии и в перспективе — из Нигерии.
К 2030 году рынок СПГ вполне может превратиться в рынок покупателя — ведь есть еще появление новых проектов СПГ в США, Катаре, Австралии, Канаде и других странах. Но многое будет зависеть и от спроса в Азии, в том числе от темпов перевода угольной генерации на газовую.
Telegram-канал Proeconomics