Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам, годовой отчет ЦБ РФ, оценка структуры ВВП, сделанная Росстатом, — если их положить рядом и прочитать, то можно увидеть, как экономика РФ села между двух стульев: «потребительским» и «производственным».
В чем специфика экономики РФ? «Потребительский рынок» обеспечивается импортом товаров, «производственный рынок» — импортом оборудования и технологий, а валюту для закупок и того, и другого приносит экспорт сырья. Задача правительства в этой ситуации — сбалансировать распределение валюты между «производственным» и «потребительским» секторами. И правительство с этой задачей справлялось — пока ему не пришлось заниматься «структурной трансформацией».
Стратегия структурной трансформации экономики строилась на гипотезе власти о том, что люди будут вместо исчезнувших с прилавков дешевых импортных товаров покупать подорожавшие отечественные товары и таким образом профинансируют импортозамещение (заодно мотивировав крупный бизнес увеличить инвестиции в производство).
Но стратегия не сработала — во-первых, потому, что люди, имевшие лишние деньги, предпочли копить, а не тратить, и во-вторых, власти увидели, что рост «гражданского» производства отвлечет материальные и трудовые ресурсы от «выполнения задач».
То есть бизнес готов получать от правительства деньги «на выполнение задач», и формально это дает рост ВВП. Но бизнес не собирается инвестировать прибыль в производство потребительских товаров — и это приводит к сокращению «потребительского сектора».
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»