Собственно, что в новой Концепции внешней политики главное.
Во-первых, борьба с Америкой и англосаксами.
Во-вторых, фиксация угрозы глобальной войны.
В-третьих, главное — многополярность.
В-четвертых, главные союзники — Китай, Индия, просто союзники — Иран, Турция, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, дружественные страны — Латинская Америка и Африка.
В 1993 году Борис Ельцин декларировал «задачу поддерживать курс на ограничение вооружений и разоружение, кооперацию с ведущими мировыми державами и западными оборонительными структурами». Еще одной приоритетной целью было объявлено достижение «устойчивого развития отношений с США с установкой на стратегическое партнерство, а в перспективе — на союзничество».
Уже в 2000 году Владимир Путин, правда, отмечал, что «расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром», не оправдались. Угрозой национальным интересам России были названы «тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США», ставка на западные институты и форумы ограниченного состава при решении вопросов международной безопасности, ослабление роли Совета безопасности ООН.
В 2008 году Дмитрий Медведев в качестве основных угроз международной безопасности назвал игнорирование отдельными государствами основных принципов международного права, попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, разделение стран «на категории с различным объемом прав и обязанностей».
В 2013 году Путин отмечал, что Запад теряет свою доминирующую роль как в политике, так и в экономике. Потенциал силы и развития смещается на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействие современным трансграничным вызовам и угрозам. Блоковые подходы в решении проблем должны быть заменены сетевой дипломатией, опирающейся на «гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач». Отмечались риски деструктивного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела.
В 2016 году концепция констатировала серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада, вызванный геополитической экспансией США, НАТО и Европейского союза. В документе отмечалось, что при сохранении заинтересованности в конструктивном сотрудничестве с Соединенными Штатами Россия «не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия».
Таким образом, важно понимать, что все началось не в 2014 году, не 24 февраля прошлого года, а в 2000 году. Именно тогда Концепция внешней политики, извините, концептуально стала отличаться от предыдущей. Далее уже документ ужесточался, но совершенно не менял своего русла.
Кирилл Шулика, публицист