Александр Ивахник. Германия не смогла сбить Европу с зеленого курса

29 марта 2023, 20:30

Вчера министры энергетики и транспорта стран ЕС окончательно ратифицировали закон, который запрещает продажу новых легковых автомобилей и фургонов с выбросами двуокиси углерода на едином рынке ЕС с 2035 года. Данный закон, являющийся одним из ключевых элементов «Зеленого курса» Евросоюза, вступит в силу в ближайшее время после публикации в официальном журнале ЕС.

Это событие стало неожиданным для многих, поскольку в кулуарах прошедшего 23–24 марта саммита ЕС самым обсуждаемым вопросом была позиция Германии, которая блокировала принятие давно подготовленного законопроекта, настаивая на возможности продажи после 2035 года новых машин с двигателями внутреннего сгорания, работающими на электротопливе. Это синтетическое топливо, которое вырабатывается из смеси улавливаемой в воздухе двуокиси углерода и водорода, производимого с помощью электроэнергии из возобновляемых источников. При этом ДВС на электротопливе не обеспечивает нулевого углеродного выброса.

Подписание во вторник знакового закона стало возможным благодаря тому, что Еврокомиссия и Берлин после тянувшихся несколько недель вязких переговоров достигли в субботу компромиссного соглашения. В отличие от лидеров ряда стран ЕС и европарламентариев, резко критически настроенных к требованию Германии, евробюрократы оказались более сговорчивы.

ЕК обязалась создать легальный путь для продаж новых автомобилей с ДВС на электротопливе после 2035 года. При этом такие машины должны быть оборудованы пока не существующей технологией, которая не даст им возможности работать на традиционном топливе (ведь желающие заправляться более дешевым бензином или дизелем наверняка найдутся). «Мы достигли соглашения с Германией о будущем использовании электротоплива в автомобилях», — сообщил исполнительный вице-президент ЕК Франс Тиммерманс, отвечающий за «Зеленый курс» Евросоюза.

Разработка технических стандартов для использования электротоплива займет несколько месяцев. Осенью 2023 года ЕК должна опубликовать свои предложения в качестве так называемого делегированного акта. Это формат официального, но не законодательного документа ЕК, который часто используется для регламентации технических вопросов. Предусматривается, что делегированный акт будет юридически прикреплен к уже принятому закону о полном запрещении автомобильных выбросов CO₂.

Впрочем, эти договоренности могут столкнуться с рядом процедурных по форме, но политических по существу сложностей. Европарламент, где много противников уступки в отношении электротоплива, не имеет права вносить поправки в делегированный акт, но может отвергнуть его целиком. Предусматривая эту возможность, Германия настояла на том, чтобы ЕК обязалась при таком развитии событий инициировать пересмотр всего закона о запрещении продажи новых автомобилей с вредными выбросами. Однако подобный пересмотр может пройти лишь при согласии Европарламента и Евросовета, на что рассчитывать довольно трудно.

Так что сейчас Берлин может быть доволен, но окончательно судьба электротоплива, а значит и ДВС, еще не решена. Кстати, эксперты топливного рынка вообще сомневаются в перспективах широкого использования электротоплива в качестве альтернативы электромобилям, поскольку его производство дорого и пока не существует в промышленных объемах. Оно может стать скорее нишевым рынком для люксовых моделей авто вроде Porsche и Ferrari. Крупные массовые автопроизводители делают ставку на совершенствование и масштабирование технологий электромобилей. Но в Германии лидеры неолиберальной Свободной демократической партии, выступившие решительными защитниками ДВС как исторической национальной гордости, могут заработать сейчас так необходимые им политические очки.

Напомним, что блокирующую позицию Германии в отношении принятия закона ЕС о запрете на продажу с 2035 года новых авто с вредными выбросами разделяли еще ряд стран союза. Но изменение подхода Германии после достижения соглашения с ЕК повлияло и на них. На заседании профильных министров во вторник лишь Польша проголосовала против закона. Италия, Болгария и Румыния предпочли воздержаться.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

#Политика #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь