Posted 23 марта 2023, 14:53
Published 23 марта 2023, 14:53
Modified 1 февраля 2024, 19:59
Updated 1 февраля 2024, 19:59
Президент Молдовы Майя Санду утвердила закон о переименовании молдавского языка в румынский. Несколько лет назад аналогичное решение принял Конституционный суд и молдавские дети стали учиться не молдавскому, а румынскому языку.
Санду пропихнула скандальный закон в парламенте с перевесом всего в 8 голосов. При этом Минюст республики выступил против внесения изменений в Конституцию, потому что механизм принятия решения был нарушен.
Молдова — не единственная страна, оказавшаяся без национального языка. Но руководство республики отказалось от него, чтобы ускорить евроинтеграцию, полагая, что так страна будет больше напоминать Румынию. При этом далеко не все молдоване разделяют энтузиазм Санду — левые, гагаузы, приднестровцы и просто сторонники сближения с Россией выступают против. Зная это, румыны не горят желанием «восстанавливать историческую справедливость».
В Грузии такая расстановка сил привела к тому, что Евросоюз требует от Тбилиси ликвидировать поляризацию общества. Без этого кавказская республика не может получить статус кандидата в ЕС. У Кишинева другая история — его Запад поддерживает, потому что Санду целиком и полностью поддерживает Киев, а не ругается с ним. Соответственно, на политический кризис можно закрыть глаза.
Вместе с тем некоторые эксперты намекают, что Санду может привести страну к гражданской войне, напоминая, что в начале 1990-х годов у Кишинева уже был такой опыт с Тирасполем. Но с тех пор многое изменилось. С экономической и политической точки зрения Запад стал для молдован более важным партнером, чем Москва, которая за это время ничего не сделала для укрепления своего влияния. Это может сыграть ключевую роль для будущего республики.
В свою очередь Санду хочет войти в историю как человек, вернувший страну в Европу, но методы она выбирает такие, что потомки вряд ли скажут ей спасибо. К демократии все это не имеет никакого отношения.
Telegram-канал «Записки на заборе»