Posted 21 марта 2023, 08:05
Published 21 марта 2023, 08:05
Modified 1 февраля, 19:59
Updated 1 февраля, 19:59
Мировой экономический кризис, миллионы беженцев, распад и падение целых стран — прогнозы на ближайшее десятилетие выглядят мрачнее некуда. Но даже их затмевает информация из нового доклада к открытию Водного саммита ООН — он пройдет 22 марта в Нью-Йорке под патронажем Нидерландов и Таджикистана.
К 2030 году глобальная потребность в чистой воде превысит ее запасы на 40%, говорится в подготовленном экспертами докладе. Цифра простая и страшная, указывающая на неизбежность даже не голода — жажды.
Всего через несколько лет стоит ожидать повсеместного ограничения на использование воды как в промышленных, так и в бытовых условиях — ценный ресурс запретят расходовать на законодательном уровне. Ценный в прямом смысле, среди рекомендаций доклада — «установка реалистичной цены на воду».
Так что пейте дешевую воду из супермаркетов, пока есть возможность. Уже на нашем веку даже самая простая негазированная жидкость может достичь розничной цены, сравнимой с элитными брендами вроде «Перье» и «Восс».
Правда, паниковать, по крайней мере северянам, тоже не стоит. В группе самого большого риска находятся страны Ближнего Востока и Северной Африки — например, Кувейт использует в 38 (!) раз больше чистой воды, чем может добыть на своей территории, Саудовская Аравия — в 10 раз.
Россия, наоборот, благодаря своей огромной территории, особенностям климата и географии имеет огромные запасы свежей воды. Это же касается США. В Европе запасы меньше, зато там набирает обороты тенденция на строгое отношение к расходу любых бытовых ресурсов.
Это, кстати, вероятная схема нового политического мейнстрима: место умеренных левых займут зеленые, правых — их оппоненты из числа сторонников меньшего регулирования и групп, находящихся в естественной оппозиции к экологам, те же аграрии. Ведь именно сельское хозяйство потребляет основную массу запасов воды практически во всех крупных государствах. Эксперты считают, что отрасль должна более ответственно подходить к этим тратам: например, распылять воду через экономные разбрызгиватели, а не шланги и системы полива.
Среди прочих советов: отказ от привычного типа канализации (замена чистой воды для смывов грязи и фекалий другими веществами); срочное создание «водных банков»; работа по восстановлению экологии подземных вод; резкое повышение качество очистки воды, используемой на производствах.
Главное, к чему призывают эксперты, — сокращение субсидий на добычу и эксплуатацию водных ресурсов. Тема болезненная, ведь это субсидии на сельское хозяйство — вещь крайне популярная в любой более-менее развитой стране. Всего в год правительства выделяют на помощь своим фермерам и крестьянам до $700 млрд.
Прислушаются ли к экспертам ООН? Могу сказать сразу — нет. Будет ли это иметь какой-то эффект — скоро увидим. Мы уже наблюдали конфликт из-за использования водных ресурсов и дамб и в Египте с Эфиопией, и у нас под боком в Средней Азии.
Вопрос территориальной принадлежности больших водоемов, в особенности рек и озер, скорее всего, будет становиться все более острым. Одно дело нефть, которую оказалось довольно легко заменить, другое дело вода, наличие которой — настоящий вопрос жизни и смерти.
Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»