Акции ведущего швейцарского банка UBS на бирже SIX утром 20 марта рухнули на 16% — это было самое большое падение со времен катастрофы 2008 года. Акции Credit Suisse и вовсе обвалилась на 62,4%. Затем падение замедлилось и произошел отскок — в средине дня UBS торговался минус 8,8% к закрытию прошлого дня, а Credit Suisse — 60,89%. Однако настроение трейдеров, у которых и так были авральные выходные, можно описать словом «лихорадка».
Утром в понедельник падали акции крупных американских банков Wells Fargo, JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Citigroup и Bank of America, которые с момента закрытия торгов в пятницу потеряли между 3% и 4% стоимости. Азиатские рынки также негативно отреагировали на новости из Швейцарии. Индекс Гонконга Hang Seng снизился более чем на 2,6%, японский Nikkei 225 — на 1,4%, а китайский Shanghai Composite — на 0,48%.
Если еще на прошлой неделе предполагалось, что хорошо капитализированный UBS выручит заплутавший в тумане Credit Suisse, то теперь звучат опасения, как бы не вышло так, что спасать придется оба банка. А точнее, всю швейцарскую финансовую систему, а затем европейскую и далее мировую.
Дело тут не просто в пресловутом «эффекте домино» — беда грозит главным столпам банковского мира, про которые принято говорить «их крах неприемлем». Достаточно сказать, что Credit Suisse и UBS входят в число 30 банков, признанных системно важными в глобальном масштабе, причем вместе оба банка владели активами в размере $1,7 трлн, что примерно вдвое превышает размер швейцарской экономики.
Решение швейцарского центробанка (SNB) влить в Credit Suisse рекордные $54 млрд так и не успокоило рынки, и «медвежий» тренд на них продолжил набирать обороты. По итогам торгов в пятницу общая рыночная стоимость Credit Suisse составляла всего $8 млрд вместо $13 млрд полугодом ранее. А после того как стало известно о слиянии банка с UBS (сумма сделки $3,24 млрд), на бирже и вовсе началась массовая распродажа.
Стоит отметить важное обстоятельство: в отличие о уже упомянутого кризиса 2008 года, власти пытаются не только заливать деньгами уже возникшие пожары, но и действовать на опережение. ФРС США, Европейский центробанк (ЕЦБ) и Банк Англии поддержали усилия правительства Швейцарии по укреплению финансовой стабильности — содействие сделке по приобретению Credit Suisse и предоставление гарантий для поддержания ликвидности этого банка. При этом центробанки Великобритании, ЕС, Канады, Швейцарии, Японии и ФРС США, обеспокоенные финансовыми потрясениями и чередой банкротств, экстренно заключили соглашение о совместных действиях по увеличению предложения долларовых средств на мировых рынках.
Как говорится в распространенном в понедельник заявлении этих шести регуляторов, «чтобы повысить эффективность своп-линий при предоставлении финансирования в долларах США, центральные банки, в настоящее время предлагающие операции в долларах США, согласились увеличить частоту операций с семидневным сроком погашения с еженедельной до ежедневной». Такие меры будут приниматься с 20 марта и как минимум до конца апреля.
Эксперты отмечают, что эти скоординированные действия, подобных которым мир не видел со времен европейского долгового кризиса десятилетней давности, похожи на первый признак того, что банковский кризис может иметь долгосрочные и разрушительные последствия для глобальной экономики.
Как и полагается, вслед за вопросом «что делать?» возникает не менее волнующий — «кто виноват?». Bloomberg пишет, что фиаско Credit Suisse уже вызывает вопросы о финансовом регуляторе Швейцарии и о том, должны ли были власти вмешаться раньше, чтобы предотвратить кризис, прежде чем он выйдет из-под контроля. «Швейцария понесла еще один сокрушительный удар по своей репутации благоразумия и стабильности финансового управления», — цитирует издание профессора права и финансов Цюрихского университета Керна Александера, по словам которого «это еще один пример, когда слабое регулирование приводит к краху банков и кризису».
«Падение Credit Suisses происходит в плохое время для мировых финансовых рынков, которые уже переживают недавний провал американских банков SVB и Signature», — пишет Forbes, предполагая, что держатели облигаций Credit Suisse потеряют деньги и будут недовольны этой сделкой, что только усугубит рыночные опасения.
«Сейчас инвесторы и нервничающие вкладчики хотят знать, что происходит. Другие банки вот-вот рухнут или будут спасены? Будут ли регулирующие органы вынуждены вмешиваться с новыми планами спасения?» — задается вопросом CNN Bussines, добавляя: «Точно известно лишь то, что это еще не конец».
Михаил Макаров