В Японии впервые за два года и девять месяцев стали дешеветь подержанные автомобили, которые, кстати, в прошлом году стали главным товаром экспорта страны в Россию. По данным компании USS, одного из ведущих игроков этой сферы бизнеса, цены на машины с пробегом в феврале сократились в Японии на 0,4% по сравнению с показателем год назад.
Чепуха, скажете вы. Но дело в том, что внутренние цены на подержанные автомобили в Японии непрерывно росли с июня 2020 года. Это стало результатом острой нехватки полупроводников, возникшей в условиях пандемии из-за карантинной остановки ряда заводов и нарушения логистических цепочек. В результате выпуск новых машин сократился, что вызвало рост спроса на подержанные автомобили и общее уменьшение их количества на рынке.
Пик подорожания машин с пробегом пришелся на сентябрь прошлого года, их средняя цена превысила 1,2 млн иен (чуть больше $9 тыс. по нынешнему курсу с очень дешевой иеной). С тех пор цены пошли вниз — кризис с полупроводниками начал преодолеваться, новых машин стало выпускаться больше и, соответственно, увеличилось предложение на вторичном рынке. После октября прошлого года количество выставленных на продажу подержанных машин каждый месяц более чем на 10% превышало тот же показатель год назад. В феврале число автомобилей с пробегом было уже на 21% больше, чем в том же месяце 2022 года. Представители бизнеса признаются, что сами не ожидали такого развития событий.
В то же время дешевеют в основном подержанные малолитражки. Цены на популярные в России внедорожники пока держатся на относительно высоком уровне.
Поскольку перспектив возобновления экспорта новых японских автомобилей в РФ сейчас не имеется, то в двусторонней торговле это в какой-то мере компенсировалось именно ростом отгрузки подержанных машин. Об этом мне недавно рассказал один из ведущих японских экспертов в этой области. Долгие годы новые легковые машины были главным товаром экспорта Японии в Россию, однако с мая прошлого года их поставки в условиях санкций, нарушения транспортных и логистических цепочек фактически пришли к нулю. Эксперт рассказал о почти невероятном факте: в июне и в августе 2022 года в РФ было отгружено только по одному (!) новому японскому автомобилю.
Но на этом фоне крайне оживились поставки подержанных машин: их было отправлено в прошлом году в Россию почти 205 тысяч — это рост почти на 34% по сравнению с объемами 2021 года и наивысший показатель за последние 14 лет. Машины с пробегом стали главным товаром японского экспорта в РФ. На них пришлось 41,4% его объема в 2022 году. Посмотрим, сохранится ли эта тенденция в предстоящие месяцы.
Василий Головнин, журналист