В центре внимания российских и мировых СМИ продолжает оставаться возможный визит в Россию Си Цзиньпина, на днях переизбранного председателем КНР на третий срок. О том, что китайский лидер намерен уже на следующей неделе совершить визит в Москву и встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным, в понедельник сообщило агентство Reuters, сославшись на неназванные источники. В тот же день газета The Wall Street Journal, также со ссылкой на анонимов, написала, что Си Цзиньпин затем якобы планирует провести онлайн-переговоры с украинским президентом Владимиром Зеленским.
В минувший вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не комментирует темы возможных переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина до официального объявления об их встрече. «Вот когда объявим (о встрече), тогда мы сможем что-то говорить», — цитирует ТАСС ответ представителя Кремля на вопрос, могут ли главы двух стран обсудить китайский план урегулирования по Украине. Песков напомнил, что обычно объявления о визитах осуществляются синхронно двумя сторонами.
Предыдущая очная встреча лидеров состоялась в сентябре 2022 года в Самарканде на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а в конце декабря Путин, разговаривая с Си Цзиньпином по видеосвязи, пригласил его приехать весной 2023 года с государственным визитом в Москву
Что касается переговоров с Зеленским, то в Пекине пока не предоставили какой-либо информации о подобных планах Си Цзиньпина. Как отметил во вторник официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь, «позиция Китая по украинскому кризису всегда была ясной, мы всегда поддерживали связь со всеми сторонами». Кроме того, по его словам, «Китай всегда придерживался внешней политики по поддержанию мира во всем мире и содействию общему развитию».
Тем не менее стоит отметить, что совсем недавно Китай получил опыт успешного посредничества в урегулировании серьезного международного конфликта, оказав содействие нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. 10 марта делегации этих стран в ходе переговоров в Пекине договорились восстановить дипломатические отношения, прерванные в январе 2016 года после нападения на саудовское посольство в Тегеране. При этом одним из главных противоречий между шиитской республикой и суннитским королевском остается противостояние в Йемене, где военная коалиции во главе с Саудовской Аравией проводит военную операцию против хуситов, поддерживаемых Ираном.
На переговорах в Пекине удалось заключить трехстороннее заявление, в котором отмечается, что Тегеран и Эр-Рияд привержены принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и планируют возобновить сотрудничество в сферах торговли, экономики, культуры, науки и техники. Это можно оценить как значительный успех китайской дипломатии. Как отметили в МИД КНР, Иран и Саудовская Аравия «взяли свою судьбу в собственные руки», при этом устранение разногласий между ними благоприятно повлияет на освобождение стран региона «от внешнего вмешательства».
Кроме того, Си Цзиньпин предложил Ирану и государствам Персидского залива (Бахрейну, Кувейту Оману, Катару, Саудовской Аравии, ОАЭ) провести в нынешнем году саммит в Пекине. Об этом сообщила в воскресенье газета The Wall Street Journal, по данным которой такое предложение председатель КНР озвучил в декабре 2022 года на полях арабо-китайского саммита в Эр-Рияде, причем представители иранских властей «спустя несколько дней» согласились на участие в такой встрече.
Запад пристально наблюдает за растущей международной активностью Китая. Президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Риши Сунак после переговоров в Сан-Диего во вторник особо отметили необходимость «взаимодействия и поддержания диалога» с Пекином. При этом Байден заявил, что также хотел бы вскоре провести разговор с Си Цзиньпином.
В свою очередь, глава пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс рассказал о стремлении Вашингтона побудить Пекин к тому, чтобы он использовал свое влияние на Москву для прекращения специальной военной операции (СВО). США также хотели бы, чтобы разговор между Си Цзиньпином и Зеленским все же состоялся.
«В мире есть страны, которые поддерживают такие отношения с Россией, каких не поддерживаем мы. Китай в этом списке на первом месте», — отметил Прайс. По его версии, «Пекин утверждает, что придерживается нейтралитета» относительно СВО, но оказывает России «экономическую, политическую, дипломатическую поддержку».
Что касается возможной поставки Китаем оружия и военной техники России, то администрация США подчеркивает, что такое решение властей КНР стало бы «большой ошибкой». Вместе с тем помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан признал, что Вашингтон не располагает никакими сведениями о таких поставках. «Но мы сохраняем бдительность, продолжаем за этим внимательно следить», — добавил он.
О том, насколько в Пекине готовы идти навстречу «настоятельным пожеланиям» из-за океана, косвенно можно судить по тому, что китайская сторона отвергла уже несколько предложений США о контактах между главами оборонных ведомств двух стран — об этом в Госдепе рассказали в понедельник. Впрочем, в экономике китайцы действовать столь же жестко явно не готовы. Новый премьер Госсовета КНР Ли Цян в одном из первых заявлений после избрания на этот пост подчеркнул, что экономики Китая и США слишком сильно взаимосвязаны, поэтому две страны должны сотрудничать друг с другом.
Михаил Макаров