Технические проблемы на таможне Турции вызвали шквал сообщений о перекрытии каналов движения санкционных товаров, однако вероятность этого события остается крайне невысока.
1. Хайповые новости о том, что «Турция внезапно остановила транзит санкционных грузов в Россию», сразу вызвали недоумение у специалистов. Представить себе просто проходящий транзитом через Турцию груз санкционных товаров, получателем которого — сразу, при отправке — значится Россия, могут только люди, далекие от логистики. Получателем подобного груза обычно либо является турецкая компания, либо он проходит транзитом в другую сопредельную страну. Ни в том, ни в другом случае «остановить» этот поток невозможно.
В течение дня выяснилось, что произошедшее было вызвано техническим сбоем в турецкой системе оформления деклараций, которая к вечеру уже работала, хотя отмечается, что перебои еще возможны до 12 марта.
2. Ставшие регулярными визиты представителей США в Турцию, безусловно, направлены на выполнение санкционных предписаний. Однако даже заявления американских чиновников звучат достаточно дружелюбно по отношению к турецким бенефициарам различных схем.
Например, заместитель министра финансов США по финансовой разведке призывал к «усилению надзора за транзакциями с российскими учреждениями и частными лицами» для того, чтобы «снизить риски санкций» (видимо, вторичных): «Турецкие предприятия и банки должны принять дополнительные меры, чтобы воздерживаться от транзакций, связанных с потенциальной передачей технологий двойного назначения, которые могут быть использованы российским военно-промышленным комплексом».
Пока с американской стороны идут попытки договориться с турецкими визави.
3. Турецкая сторона отвечает на это в рамках своих бизнес-интересов. Осуществляются только те мероприятия, которые не наносят ущерба турецкому бизнесу. Так, для обладателей российских паспортов были закрыты переводы с карт турецких банков через SWIFT в другие страны — вне зависимости от наличия ВНЖ. Вероятно, подобные мероприятия могут преподносится как те самые «дополнительные меры», к которым взывают американцы.
При этом истинные бенефициары схем расчетов и поставок могут оставаться неизменными, а формальными представителями компаний или лицами, осуществляющими переводы в рамках организации потока санкционных товаров, могут становиться граждане других стран, формально не имеющие отношения к России.
Высокомаржинальный бизнес, складывающийся вокруг обслуживания российских товарных потоков, привлекает не только турецких посредников, но и греческих судовладельцев, и продавцов нефти из ряда африканских стран. В ходе визита госсекретаря США в Центральную Азию даже уже были обещаны некие «компенсации» за «сокращение связей с Россией».
Торг будет продолжаться и дальше, а пока санкционные товары тем или иным путем будут прибывать в Россию. При отказе отдельных посредников возникнут новые, т. к. «плата за риск» — и прибыли посредников — по мере ужесточения контроля и давления будут расти.
Telegram-канал «Незыгарь»