Достоверность появившейся накануне и еще широко обсуждаемой версии, согласно которой к подрыву «Северных потоков» в сентябре 2022 года причастна некая проукраинская группировка, вызвала сомнения в Кремле. «Что касается какого-то проукраинского „доктора Зло“, который все это организовал, то с трудом в это верится», — сказал в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его мнению, это слишком сложная задача, «которая была, наверное, по плечу хорошо обученной государственной специальной службе, коих не так много в нашем мире».
При этом Россия по-прежнему требует проведения «быстрого, прозрачного расследования» и ее допуска к участию в следственных действиях. «Мы считаем, что спускать это на тормозах нельзя. Отвлекать внимание на, как у нас говорят, негодный объект, на какие-то второстепенные версии и гипотезы тоже нельзя, — добавил Песков. — Здесь нужно установить тех, кто это исполнял, заказывал, потому что это слишком опасный прецедент по совершению теракта против международной критически важной энергетической инфраструктуры».
Судя по публикациям в западных СМИ, ведущие деловые издания также не считают, что история с подрывом «Северных потоков» полностью прояснилась или хотя бы близка к разгадке.
Издание Politico в статье под заголовком «Кто взорвал „Северный поток?“», приводит четыре теории на этот счет, сразу же оговариваясь, что «все они дырявые». Прежде всего, там отмечается, что в хронологическом порядке публичные обвинения «с разной степенью убедительности» прозвучали в адрес России, США, Великобритании и Украины, однако ни одно из них не может считаться окончательно доказанным. Как подчеркивает издание, до сих пор точно известно лишь одно: «взрывы были актом преднамеренного саботажа».
Что касается обвинений в адрес Москвы, то они не раз отвергались представителями российских властей. В частности, Дмитрий Песков в четверг отметил, что «сейчас Россию в любой ситуации автоматически обвиняют в первую очередь». Вместе с тем, по его словам, «наверное, только в воспаленный мозг может прийти идея, что Россия как один из главных акционеров этого проекта может сама себе рубить ногу — это абсурдная гипотеза, которая, наверное, была автоматом вброшена на обсуждение».
Газета The Guardian в информационном бюллетене, подготовленном редактором по вопросам обороны и безопасности Дэном Саббахом, отмечает, что если бы в итоге выяснилось, что за атакой на газопровод стояли США, страны НАТО или ЕС, то это «вызвало бы серьезный раскол в западном альянсе в поддержку Украины». В свою очередь, «если бы это сделала Украина, опасения, что Киев действует безрассудно, вероятно, уменьшили бы их поддержку в Европе и США, особенно, по понятным причинам, в Германии», — пишет Саббах.
Он прогнозирует, что каким бы ни был итог расследования, наиболее вероятно сохранение союза Запада и Украины, но если появятся доказательства причастности высокопоставленных украинских чиновников, то это «создаст проблемы» для Киева. У России же возможная выгода будет в другом. «Основная аудитория Москвы — Китай и глобальный юг, а не Европа. Они скажут: смотрите, что здесь происходит. Украинцы и Запад вышли из-под контроля», — предполагает Саббах.
Журнал The Economist резюмирует, что если исходить из сведений, имеющихся на данный момент, «ни у одной из стран, похоже, нет четкого мотива». Про Россию на этот счет говорится, что, нанеся ущерб собственной инфраструктуре, она лишила бы себя в будущем «рычагов воздействия на испытывающую энергетический голод Европу». Американцев от нападения на «Северные потоки» должен был удерживать риск вызвать неприязнь европейских союзников, особенно Германии.
Что касается последних предположений, вращаются вокруг причастности Украины, то они, по оценке журнала, более правдоподобны, «хотя опубликованные до сих пор доказательства неубедительны». Кроме того, неясно, «могли ли теракты произойти без помощи государства», отмечается в статье.
Последний вопрос вызывает повышенный интерес с технической точки зрения. Западные СМИ, говоря про «информационный вакуум», вызванный недостатком официальных данных про ведущееся расследование, вместе с тем отмечают, что «это была операция словно из кино». При этом сложность совершенного подрыва указывает на наличие у его исполнителей серьезного опыта и ресурсов.
По этому поводу МК приводит мнение эксперта-дайвера Дмитрия Джигалова, который говорит, что погружение на глубину 80 метров, на которой был произведен подрыв, по силам лишь суперпрофессионалам. Кроме того, обнаружить трубы на такой глубине не так просто — для этого необходимо специальное оборудование, но даже оно не гарантирует удачу. «Это непростая и долгая работа. За час не справиться. Может, и за несколько дней не справиться», — констатировал дайвер.
Как бы то ни было, информационный шум, вызванный новой версией подрыва «Северных потоков», явно не останется без политических последствий. Вечером в четверг стало известно, что 10 марта в Германии комитет Бундестага по контролю над деятельностью спецслужб соберется на специальное заседание, чтобы обсудить последние данные о расследовании диверсии.
Михаил Макаров