В ЕС возникли новые серьезные разногласия, на этот раз связанные не с санкциями против России или миграционной политикой, а с долгосрочными планами борьбы с изменениями климата.
В конце октября прошлого года Европарламент, Еврокомиссия и лидеры стран ЕС достигли предварительного соглашения о том, что с 2035 года в союзе должны быть запрещены продажи новых легковых автомобилей и фургонов с двигателями внутреннего сгорания, чтобы в перспективе свести этот источник выбросов двуокиси углерода к нулю. Планировалось, что 7 марта это соглашение будет окончательно одобрено представителями стран ЕС путем голосования и вступит в силу.
Однако в пятницу послы стран-членов в Брюсселе перенесли это голосование на неопределенное время. Торможение законодательного процесса ЕС на такой поздней стадии крайне необычно, и связано это с негативной позицией двух крупнейших автомобилестроительных держав Европы — Германии и Италии. Для них полный переход на производство электромобилей чреват закрытием многих бизнесов и потерей десятков, если не сотен тысяч рабочих мест. <…>
В кабинете Олафа Шольца против запрета ДВС с 2035 года решительно выступают лидеры Свободной демократической партии — министр финансов Кристиан Линднер и министр транспорта Фолькер Виссинг. Они добиваются, чтобы Еврокомиссия сделала исключение из запрета на ДВС для машин, работающих на так называемом электротопливе. Это синтетическое топливо, которое вырабатывается из улавливаемой в воздухе двуокиси углерода путем химического гидрирования или из водорода с помощью электроэнергии из возобновляемых источников.
Германия добилась упоминания об электротопливе в прошлогоднем соглашении ЕС, но оно содержится в приложении, где говорится, что Еврокомиссия должна представить соответствующие предложения. Пока этого не случилось. В пятницу об этом напомнил Виссинг. Он заявил, что машины с ДВС, работающими на электротопливе, должны быть разрешены к выпуску после 2035 года и что без четких заверений ЕК на этот счет Германия не проголосует за октябрьское соглашение. Представитель канцлера Шольца поддержал эту позицию.
Экологические организации скептически настроены к использованию электротоплива для автотранспорта, поскольку его производство дороже, чем производство батарей для электромобилей, а главное — оно не обеспечивает нулевого углеродного следа в выхлопах. Представители «Зеленых» в правительстве Шольца разделяют эту точку зрения. При отсутствии единства в кабинете Германия в ходе предстоящего голосования по октябрьскому соглашению, скорее всего, воздержалась бы.
Но правое правительство Италии настроено однозначно против. Вице-премьер и министр транспорта Маттео Сальвини заявляет, что соглашение отдаст автомобильный рынок ЕС в руки Китая, который является лидером в производстве электромобилей. Премьер-министр Джорджа Мелони также обязалась решительно противостоять запрету на автомобили с ДВС, поскольку он «глубоко разрушителен для нашего производственного сектора».
Кроме того, свою оппозицию открыто демонстрируют Польша и Болгария.
Эти четыре страны представляют 42% населения ЕС, что при голосовании за соглашение делает квалифицированное большинство в 65% недостижимым. Как дальше будет развиваться эта коллизия — пока неясно.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co