Заявления Олега Дерипаски выражают недовольство крупного российского капитала положением вещей в стране, и такая новая искренность в исполнении бизнесмена особенно удивительна, учитывая политическую ситуацию.
Общий посыл — все не так и нам здесь неуютно. Но психологически это еще и рефлексия по поводу вынужденной изоляции и необходимости пересматривать свои деловые и личные стратегии. Выступление Дерипаски на Красноярском экономическом форуме, кажется, выражает его удивление от того, насколько ему все не нравится в стране — вынужденно национализировавшись, он начал задумываться, «как обустроить Россию».
Однако любые заявления олигарха «из 90-х» Олега Дерипаски можно будет рассматривать всерьез только при наличии у него возможностей оказать влияние на реальную политику. Это в равной степени касается и его критики экономического устройства России, и идеи перенести столицу в Красноярск.
Пока у него нет политических рычагов, все заявления — это либо критика эксперта-общественника, неравнодушного гражданина, либо желание публично зафиксировать недовольство представителей крупного бизнеса российской властью.
Другими словами, если владелец «Русала» и обладатель состояния в $2,9 млрд борется с депрессией — это печально, но малоинтересно в масштабах государства, но если Дерипаска выступает спикером «партии рассерженных олигархов», это как минимум означает, что такое явление в стране появилось.
Сергей Старовойтов, политолог, автор Telegram-канала «Старовойтов о политике»