В последние дни в разных ТГ-каналах и прочих СМИ разгорелась дискуссия на тему Китая. Был опубликован предлагаемый китайским правительством план урегулирования всем известного конфликта. Ключевая претензия к китайской стороне по этому плану заключается в том, что Китай в нем не выглядит настоящим партнером российской стороны и что все не так однозначно по вопросу экономических взаимоотношений между нашими странами. А почему кто-то думал, что Китай — наш полноценный партнер?
Я уже много раз писал по этому поводу, что у Китая нет альянсов, партнеров или братских народов. У Китая есть собственные интересы, и только ими он и руководствуется. Все в рамках фразы «ничего личного, только бизнес». Если Китаю выгодно иметь дела с кем-то, Поднебесная поддерживает эти взаимоотношения. Если возникают проблемы, дополнительные риски и снижается выгода, такие взаимоотношения затухают.
И это нормальная позиция для второй экономики мира. Поднебесная органично выросла из мировой фабрики в экономику с сильным внутренним спросом. В денежном выражении это самый большой внутренний рынок в мире. И неудивительно, поскольку каждый 7-й житель нашей планеты живет в Китае. Будучи частью мировой фабрики, китайским инженерам удалось перенять передовые мировые технологии и насытить предложение на внутреннем рынке всем, чем только можно — от сушилок для обуви до спутников с надписью Made in China.
В то же время второй экономике мира удалось нарастить существенные золотовалютные резервы, поскольку сюда стабильно притекало огромное количество валютной выручки, которую система не успевала потратить. Помимо местного ЗВР, Китай активно скупал госдолг разных стран и сейчас является одним из крупнейших держателей госдолга США и Европы. И в моменты, когда нужно оказать политическое давление, Китай спокойно начинает продажу госдолга и понижает его цену.
Как вы думаете, на фоне такого положения дел выгодно ли российскому Минфину выпускать валютные ОФЗ, номинированные в юанях? А слухи о таком выпуске ходят давно.
Даже факт, что Китай перестал быть местом с самой дешевой рабочей силой в мире, не пугает местное правительство. Это нормально, поскольку, если нужен сильный внутренний рынок, нужно, чтобы потребитель мог позволить себе покупать товары внутри системы. В ходе торговых войн разные производства могут переезжать из страны, но Китай спокойно переключится на своего потребителя и не потеряет в производственных мощностях.
Итог
Я надеюсь, ни у кого из моих читателей нет иллюзий насчет того, что Китай — это партнер и любовь до конца всех времен.
У нас есть что предложить (нефть и газ) и что получить (технологии и хабы для параллельного импорта), и пока взаимовыгодные отношения сохраняют паритет, они будут существовать.
Но когда Китай начинает видеть риски в том, что их будущие выгоды где-то будут перекрываться, Поднебесная будет купировать эти риски. Так происходило и с отказом поставлять в Россию определенные технологии, и даже в обслуживании китайской платежной системы Union Pay российских банков. Ни один подсанкционный банк в итоге не может проводить платежи за границей с Union Pay, и в этом контексте их платежная система ничем не лучше Visa или МС.
Telegram-канал «Китайская угроза»